Только корнями живы ветви

Истоки
"Изначально был Ар (созидание, сотворение). И Ара (Арарич) - Творец. Ара не имеет начала, и абсолютен он. И вне времени сотворил он мир. Потому и мир не имеет начала и так же абсолютен. Арарич - один, а богов множество. И многобожествен сотворенный Творцом мир. И каждый Бог - дитя Ара, каждый Бог - лучезарный дух, каждый Бог - космическая сила, каждый Бог - бессмертная мощь. И эти боги утверждали волю Ара во всей Вселенной, управляли каждым ее движением, ощущением, волей, мыслью и любовью..." Таким предстает "Таинство творения" в древней Араратской мифологии, восходящей к тем временам, когда возник и начал свою историю в Арарате (арар - творение, ат - место) - на Армянском нагорье - один из родов человечества - арийский род (праиндоевропейцы). Здесь он слагал свои легенды и предания, отсюда, из индоевропейской прародины, арийцы распространились по миру, образовав различные арийские народы. Оставшиеся же в Арарате арии стали называться арменами, а Арарат - Арменией... Это - наша история, наши корни, древние мифы, в глубокой символике которых отображается и раскрывается жизненный опыт нации, ее душа и дух, философское осмысление Вселенной, космических законов мироздания, таинства жизни и смерти. Именно национальная мифология - это тот духовный генетический фундамент, на котором формируется, вырастает, становится мудрой любая древняя нация. Относиться к своей архаической мифологии, как к наивным сказкам далеких предков - нелепо, предать же забвению свое языческое прошлое и культуру - все равно что обрубить собственные корни, потерять истоки нации. "Факты, касающиеся нашего происхождения, не исчезли, они сохранились в памяти народа - хотя и неосознанно, хотя и в раздробленном, расчлененном и искаженном виде. И как мы раскапываем в земле наши материальные ценности, так и в душе народа можем добыть его духовные ценности", - писал возглавлявший до недавнего времени языческую общину Армении "Арорди" (ар, арев - творец, ворди - сын) Слак КАКОСЯН - человек интересной судьбы и большого таланта, практически всю свою жизнь посвятивший сохранению и приумножению богатейшего наследия армянской национальной мифологии. В результате его многолетних поисков и кропотливой работы были восстановлены, воссозданы многие наши древнейшие языческие предания, исследован уникальный пласт армянской языческой культуры.
"Ухтагирк" (Книга обета) - так называется книга Слака Какосяна, которую без преувеличения можно назвать трудом всей жизни. Он делал последние правки, уже находясь при смерти. Поставил точку и ушел навсегда, выполнив собственный обет. "Ухтагирк" вышел в свет в прошлом году, а за несколько лет до этого часть древних преданий - Араратская мифология - была переведена Эмилией Татевосян на русский язык и опубликована в журнале "Литературная Армения" (N4, 2000г.).
Стрела времени
"По воле Ара род ответствен перед Ара, народ - перед родом и Ара, племя - перед народом, родом и Ара. Семья ответственна перед племенем, народом, родом и Ара. А личность - перед семьей, племенем, народом, родом и Ара. Это чувство ответственности - мать всех добродетелей. А право без ответственности - безнравственно, оно источник всевозможных злодеяний..." (Араратская мифология, "Божественные законы") Таков древнейший кодекс чести настоящего ария, армянина, патриота, которому в течение многих веков из поколения в поколение следовали и продолжают следовать верные сыны нации, доказывая, что время не стирает и не изменяет истинные духовные ценности. Этими "Божественными законами" жил и один из величайших армянских патриотов - Гарегин Нжде, идейным и духовным последователем которого считал себя Слак Какосян. В 30-х годах прошлого столетия, будучи в США, Нжде создал общину "Цехакрон ухтер", проповедовавшую приверженность национальным истокам, корням, идеям, традициям предков и духовным ценностям. Позже, лишившись своего лидера, община несколько ослабла. В 1979 году в Штатах оказался Слак Какосян. Его, выпускника филологического факультета Ереванского государственного университета, националиста и патриота до мозга костей, просто заставили покинуть Армению, объявив диссидентом. В Лос-Анджелесе Слак встретился с членами общины "Цехакрон ухтер" и продолжил дело Нжде. Вернувшись на Родину в 1988 году - как только открылись "шлюзы", С. Какосян создал общину "Арорди", в деятельности которой возродились те же цели, которые ставил перед собой Нжде и его "Цехакрон ухтер". Корни и ветви
"По воле Отца Ара вы получили свое наследство. Идите за своими стрелами. Понесете с собой огонь отцовского очага и от него разожжете свои очаги. И пока этот огонь будет гореть, вы останетесь душевно связанными с отцовским очагом, будете питаться его мощью и вечно обновлять в себе арийские качества. От ваших потомков возникнут новые арийские племена - ветви арийского древа, корни которого - в Арарате. Волю Отца Ара - никогда не отрываться от корней родового древа - как завет передавайте вашим потомкам, ибо только корнями живы ветви..." (Араратская мифология, "Сыновья Арама") Помним ли мы, знаем ли мы свои корни? По многовековой традиции мы продолжаем справлять праздники, начало которым было положено в глубокой древности - Затик, Вардавар, Трндез. Но многие ли из нас знают, в чем изначальная суть этих праздников, в чем их смысл? К примеру, 13 февраля мы справляем Трндез - что это за день, который нынешняя молодежь обычно путает с чуждым нам праздником - днем Святого Валентина, в то время как они абсолютно не идентичны по смыслу?
"Все армянские древние праздники органично связаны друг с другом, с природными и космическими процессами, - рассказывает жрец общины "Арорди" Зограб ПЕТРОСЯН. - По старому армянскому календарю наступление Нового года наши предки, как и многие древние народы, справляли 21 марта. Новый год начинался с весны, с обновления природы, ее цветения. Праздник Трндеза связан с ожиданием и подготовкой к Новому году, к смене времен года. Дело в том, что 21 марта происходит огромный энергетический сброс, спящая земля просыпается, и мы должны быть готовы к тому, чтобы вобрать в себя эту энергетику и перейти рубеж зимы сильными, а не ослабленными после зимней "спячки". Одним словом, мы должны быть готовы к перемене, должны сделать шаг ей навстречу. Выдержать столь мощный выброс космической энергии нелегко. Ведь не зря весной практически у всех людей с ослабленной энергетикой обостряются застарелые болезни. По представлениям наших предков, кроме земного года есть и космический, который длится 10000 лет. Он тоже влияет на нас. Мы, арии, наделены огромным энергетическим потенциалом и очень чувствительны к энергетическим колебаниям. Зима - земная ли, космическая ли - ослабляет нас. Мы справляем Трндез в феврале, и до Нового года, в течение 40 дней, полученная энергия должна "созреть", "дать плоды", обратиться в силу, в оружие. Причем важно справлять его не где попало, а в местах сакральных, обладающих мощной энергетикой. Мы, например, празднуем Трндез в Гарни, Кармир-Блуре..."


ТРНДЕЗ. КОСТЕР ОТ БОЖЕСТВЕННОГО ОГНЯ

Из Араратской мифологии
Ман собрал ариев и обратился к ним: "Дорогие сородичи, я видел Бога Ваагна и передаю вам его наказ. Скоро начнутся божественные потуги, и тогда придет Ваагн, чтобы спасти наш род от нечистых когтей Вишапа. Давайте раскопаем сокровища недр Арагаца и с помощью божественного огня выкуем меч-молнию. С первым весенним солнцем придет Ваагн, освятит наш меч, и мы победим титанов и освободим наш Арарат". НО АРИИ НЕ СТАЛИ СЛУШАТЬ МАНА. Затрясли кулаками, ругаясь и проклиная его, затем стали издеваться и, обозвав безумцем, удалились. И Ман один пошел раскапывать недра Арагаца. Эхо ударов его кирки разносилось по всему Арарату и возбуждало любопытство ариев. Возле него собралась толпа. Люди глумились над Маном, бранились, иногда бросали в него камни. Но, безучастный ко всему, Ман настойчиво продолжал копать. Упорство Мана подействовало на толпу, люди притихли, насмешки прекратились, уступив место пугливой осторожности. Толпа в страхе отступила и издали следила за действиями Мана. И хотя люди не понимали, что он делает, но чутье подсказывало им, что готовится нечто ужасное. Ман разогнул спину только тогда, когда выкопанные им богатства Арагаца заблестели под лучами утреннего солнца. Он вытер пот со лба и взглянул на небо. Казалось, далеко, очень далеко в небе лопнул плод граната и из него вытекал сок. Понял Ман, что потуги начались. Он обратился к толпе, не осмеливавшейся подойти к нему: - Арии, посмотрите на небо - начинаются божественные потуги, они принесут нам мощь и силу.
Арии посмотрели на небо, и раздались панические крики: "Это божье наказание! Вишап карает нас за ужасный грех Мана! Это конец света!.." И убежали арии, спрятались в своих домах, крепко закрыв двери и окна, и в страхе начали молиться. А БОЖЕСТВЕННЫЕ ПОТУГИ НАЧАЛИСЬ. Потуги Неба, потуги Земли, потуги багрового моря, а в море тростник испытывал родовые муки. Из тростника шел дым, из тростника вырывалось пламя и, взвившись до неба, смешалось с огнем солнца. Солнце в потугах выбрасывало огонь вместо лучей, множество молний перекрещивалось, терзая голубизну неба, и раскатам грома вторило эхо от далеких звезд. И от родовых схваток стонала Земля, и поверхность ее разрывалась от сильных сотрясений, извергая лаву, и багровое море бушевало, выбрасывая могучие ревущие волны на берег. Обьятые ужасом арии, запершись в своих домах, причитали в ожидании конца света и проклинали Мана, проклинали потуги как зловещее предзнаменование. На коленях молили Вишапа наказать Мана и спасти их. Но бессилен был Вишап предотвратить божественные потуги. Он сам выл от ужаса, предчувствуя свой близкий конец. И лишь арий Ман приветствовал божественные потуги. Он выбежал на берег моря и божественным огнем, вырывавшимся из ствола тростника, зажег факел. И с факелом в руке, обходя дома, стучал в двери и призывал: "Арии, откройте ваши двери и окна! Это не конец света, это - новое начало мира! Вновь рождается Ваагн, наш спаситель! Выходите, берите сучья, разожгите священные костры - и пусть божественный огонь поможет вам прозреть! Освятитесь священным пламенем и восстановите вашу былую мощь!" НО ОЧЕНЬ МАЛО ДВЕРЕЙ ОТКРЫЛОСЬ. Только самые сильные осмелились взглянуть на божественный огонь и разжечь им костер. Огонь опалил им лица, и пропал страх из их сердец. Они плясали вокруг костров, пели хвалебные песни, восславляли Ара и Ваагна. Молодицы, жаждавшие материнства, прыгали через божественный огонь, чтобы освятить чрево и зачать. А в это время Ман расплавлял добытые им богатства Арагаца в божественном огне и ковал меч-молнию. Могучие удары его молота были слышны по всему Арарату, нагоняя страх на Вишапа. Очень немногие арии - только те, что освятились божественным огнем и обрели былую мощь, присоединились к Ману. Сорок дней пылал божественный огонь в священных кострах, и сорок дней арии пели и танцевали вокруг них. Слышались удары молотов - это Ман с обретшими силу ариями ковал спасительное оружие. В своем предисловии к "Араратской мифологии" Слак Какосян писал: "... история нации становится жизненным опытом, если поколения нации вновь и вновь осмысливают пройденный путь..." По его утверждению, собранные, восстановленные и воссозданные им древнейшие языческие предания - лишь ничтожная часть богатейшей архаической мифологии нашего народа. Остальное еще ждет своих исследователей...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: