Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности.
К принципам и нормам поведения деловых людей относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и т. д.
Управленческая этика — это цепь постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Ее основополагающими принципами являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.
В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Эти механизмы срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь,
долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других.
Деловое общение — это процесс речевой взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
|
|
Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями. Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности позиции, с тем, чтобы он согласился и поддержал ее.
Переговоры — это факт повседневной жизни. Они являются основным средством получения от других людей желаемого.
Деловые совещания представляют собой способ коллективного обмена информацией, заканчивающийся принятием конкретных решений.
Наиболее часто применяемым механизмом внедрения этических норм является этический кодекс, который может быть разработан для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.
Этические кодексы — это собранные воедино «путеводители» к правильному поведению. Они помогают менеджерам сфокусировать свое внимание на основном, первостепенном и выбрать самые логичные решения.
Этические кодексы не гарантируют менеджерам ни контроля над внешними (по отношению к корпорациям) влияниями на деловую этику, ни способов решения глобальных этических проблем.
Издавна в трудовой морали выделяется профессиональная этика, которая определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Она отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.