Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет вопросников, путем проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций и т. п.
Социологический метод иногда может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.
К терминам «Оценка уровня качества продукции» и «Оценка технического уровня продукции» (пп. 31, 32)
Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции.
В общем случае оценка уровня качества состоит из следующих этапов выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности,
выбор или разработка методов определения значений показателей качества;
выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;
определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми;
сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего;
обоснование рекомендаций для принятия управляющего решения.
Содержание каждого из перечисленных этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки, какие варианты возможных решений следует сравнивать между собой и на какие вопросы ответить при обосновании рекомендаций.
В зависимости от цели оценки выбирают также базовые значения показателей как показано в таблице.
| Цель оценки уровня качества продукции | Базовые значения показателей качества продукции |
| 1. Обоснование параметров новых видов продукции, подготовка технического задания на разработку продукции, стандартов и технических условий, а также составление карты технического уровня и качества на новую продукцию | Установленные при оптимизации и прогнозировании качества разрабатываемой и подлежащей постановке на производство новой продукции |
| 2. Принятие решения по результатам испытания разрабатываемой продукции | Установленные техническим заданием на разработку испытуемой продукции |
| 3. Принятие решения по результатам приемочного контроля изготовленной продукции | Установленные стандартами и техническими условиями на изготовляемую продукцию |
| 4. Аттестация продукции | Занесенные в карту технического уровня и качества аттестуемой продукций |
| 5. Принятие решения по результатам ремонта продукции | Установленные нормативно-технической документацией на отремонтированную продукцию |
Обозначим р i,ф - фактическое значение i-го показателя качества оцениваемой продукции (i = 1, 2, 3,, n), р i,б - базовое значение этого показателя, p 1,оп - оптимальное его значение.
Сопоставить р i,ф с р i,б можно нахождением отклонения D p i = р i,ф -р i,б, нахождением относительного показателя качества р i,ф/ р i,б и нахождением относительного отклонения
Только при условии р i,б = р i,оп оценивается действительно качество продукции. Если же это условие не соблюдено, то речь следует вести только о проверке соответствия продукции установленным требованиям, в частности, при ее разработке, испытаниях, производстве, аттестации, ремонте и т. д.
Все вышесказанное относится также к оценке технического уровня продукции при условии использования показателей ее технического совершенства.






