Введение. Методические указания для студентов заочной формы обучения

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические указания для студентов заочной формы обучения

(для неисторических, факультетов)

Великий Новгород

2004
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..……3

1.Программа курса «Отечественная история»………………………………………….…..……..6

2.Список литературы..................................................................... ………………………………...9

3.Тематика контрольных работ и рекомендуемая литература к ним…………………………...17

4.Вопросы к экзамену.................................................................. ………………...........................39

ВВЕДЕНИЕ

В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение про­шлого России представляется не только необходимым, по и очень важным, так как невозможно понять сегодняшнее и предположить будущее, не изучив про­шлое. Его изучение может быть результативным, если оно глубоко и серьезно, не находится под давлением ни прошлых, ни нынешних предрассудков создает возможности для студентов самостоятельно формировать свою точку зрения свое понимание процессов прошлого, свои представления об истории Отечест­ва. Конечно, эти представления должны основываться на конкретном знании источников. Ни кем-то данное знание, с заранее расставленными акцентами, а живое, проблемное, личностное восприятие прошлого формирует интерес к ис­тории, к историческим исследованиям.

Отечественная история – научная дисциплина, изучающая процесс раз­вития Родины, народов, населяющих ее, и формирования государственных ин­ститутов.

Основная задача данного методического пособия – помочь студентам за­очной формы обучения составить целостное представление о наиболее значимых проблемах российской истории. Не ставя задачу охватить всю полноту фактиче­ского материала, авторы дают ключ к пониманию закономерностей историческо­го процесса, наиболее существенных особенностей каждого его этапа.

Изучение отечественной истории на заочном отделении можно условно разделить на три слагаемых:

1) аудиторное и самостоятельное изучение истории России;

2) выполнение контрольной работы с учетом методических рекомендаций
и последующего устранения недостатков, выявленных в ходе собеседования с
преподавателем по содержанию работы;

3) сдача экзамена по курсу.

Самостоятельное изучение отечественной истории может быть успешным только в том случае, если оно носит систематический характер. Очень трудно, вернее почти невозможно, за короткий срок дополнить, повторить, а зачастую заново изучить огромный исторический материал. Поэтому необходимо зани­маться не только систематически, но и отдать этому занятию значительное время. Изучение истории России должно быть не пассивным, а активным. Чте­ние учебной и другой литературы необходимо сопровождать составлением конспектов, выпиской дат важнейших событий и составление схем. Целена­правленности процесса обучения содействует содержание программы курса, включенное в это пособие.

По учебному плану курс отечественной истории изучается в течение од­ного семестра на всех факультетах НовГУ. Предусмотрено выполнение одной контрольной работы и сдача итогового экзамена.

Программа курса, составленная на основе Госстандарта высшею профес­сионального образования и регионального компонента, является единой для всех специальностей неисторического профиля обучения. За основу определения периодизации исторического развития России взят принцип эволюции го­сударственных и политических институтов, системы власти и управления на­шего Отечества. Основное место в учебно-методическом пособии отведено по­казу сложного, противоречивого взаимодействия радикального, реформистско­го, контрреформистского и консервативного движений в их конкретно-историческом контексте. Особое внимание уделено переломным моментам оте­чественной истории. Структурные изменения в государственном и политиче­ском строе, социально-экономические процессы и события культурной жизни страны рассматриваются через призму деятельности исторических личностей, их роли и влиянии как субъектов исторического процесса.

В каждом из трех разделов программы включены как составляющие, так и взаимодействующие блоки информации по следующим направлениям:

1) эволюция государственной и политической системы;

2) социально-экономическое развитие страны и внутренняя политика;

3) внешняя политика государства, вооруженные силы и войны;

4) общественные движения и эволюция национального самосознания.

Такая структура программы позволяет достаточно точно систематизиро­вать имеющийся исторический материал, ввести в оборот не только новые фак­ты, но и осветить те события в российской истории, которые долгое время ос­тавались вне поля внимания.

В точном соответствии с данной программой в пособии представлена те­матика контрольных работ. При выборе темы работы необходимо помнить сле­дующее: порядковый номер темы определяется тем числом, на которое оканчи­вается номер зачетной книжки студента. Например, если номер зачетной книж­ки – 1291-08, то студент может выполнить или контрольную работу № 8, № 18 или № 28. Другие варианты недопустимы. Следует учесть, что лучше писать контрольную работу по той теме, которая является более сложной для вас.

К основным требованиям, предъявляемым к контрольным работам, отно­сятся следующие:

1) содержание контрольной работы должно соответствовать заданному
развернутому плану. В нем представлен перечень важнейших вопросов темы,
которые должны получить полное освещение;

2) контрольная работа должна показать знание студентом источников и
литературы, умение анализировать и обобщать факты, правильно излагать материал в письменной форме;

3) работу следует написать так, чтобы ее можно было легко прочесть, ра­бота не должна превышать объем школьной тетради в 18 листов, возможна пе­репечатка работы на пишущей машинке или компьютере, при необходимости
составляются таблицы и прилагаются рисунки;

4) непременным условием для контрольной работы является не только
хороший стиль изложенного материала, но и грамотность;

5) в работе должны быть выдвинуты главные положения, а цитаты снаб­жены указаниями на источники, откуда они заимствованы.

Контрольная работа должна иметь законченный характер что в немалой степени обеспечивается хорошо продуманным содержанием, которое следует сгруппировать потрем частям: введение, основные разделы и заключение.

Во введении необходимо указать на значение темы и круг вопросов, ко­торые будут рассмотрены в контрольной работе, степень актуальности и зна­чимости исторической проблемы.

Вторая часть работы является основной. Она должна содержать изложе­ние главных вопросов темы, причем это изложение следует делать последова­тельно и логически. В каждом разделе основной части, наряду с изложением фактического материала, надо стремиться делать выводы, в которых особо важно выделить неоднозначность, альтернативность изучаемых исторических явлений и событий.

В заключении необходимо указать значение изучаемых явлений в исто­рическом процессе и их влияние на последующие этапы истории развития на­шей страны.

Студент должен уметь правильно раскрыть значение исторических кате­горий, понятий и терминов. К контрольной работе необходимо приложить спи­сок источников и литературы, которые были использованы. Все приводимые цитаты должны сопровождаться подстрочными ссылками внизу страницы. При ссылках на используемую литературу следует указать фамилию автора и его инициалы, полное название работы, место и год ее издания, страницу, откуда взят материал.

В работе необходимо оставлять достаточно широкие поля для замечаний рецензента.

Выполненные работы по договоренности с преподавателем направляются в деканаты соответствующих факультетов НовГУ или в период сессии переда­ются студентами непосредственно преподавателю кафедры.

При подготовке к экзамену по отечественной истории необходимо руко­водствоваться содержанием представленной ниже программы курса, списков рекомендованной общей учебной литературы и экзаменационных вопросов, ут­вержденных кафедрой отечественной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: