Визуальное моделирование как способ познания

В процессе моделирования естественно разработчик упрощает реальность, чтобы лучше понять проектируемую систему. С помощью UML, вы можете строить модели из базовых блоков, таких как классы, интерфейсы, кооперации, компоненты, узлы, зависимости, обобщения и ассоциации. Диаграммы позволяют обозревать эти строительные блоки в удобной для понимания форме.

Диаграмма - это графическое представление совокупности элементов, чаще всего изображаемое в виде связного графа, состоящего из вершин (сущностей) и ребер (отношений). С помощью диаграмм можно визуализировать систему с различных точек зрения. Поскольку сложное целое нельзя понять, глядя на него лишь с одной стороны, в UML определено много разных диаграмм, которые позволяют сосредоточиться на различных аспектах моделируемой системы.

Хорошие диаграммы облегчают понимание модели. Продуманный выбор диаграмм при моделировании системы позволяет задавать правильные вопросы о ней, помогает грамотной постановке задачи и проясняет последствия принимаемых решений.

Как уже говорилось выше, существует пять взаимодополняющих друг друга представлений, особенно важных для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования архитектуры: представления с точки зрения прецедентов (вариантов использования), проектирования (представления дизайна), процессов, реализации и развертывания. Каждое из них предполагает структурное и поведенческое моделирование (то есть моделирование статических и динамических сущностей соответственно). В своей совокупности эти виды позволяют передать наиболее важные решения, касающиеся системы в целом, а по отдельности каждый из них акцентирует внимание на одном ее аспекте, рассмотрение которого таким образом упрощается.

Чтобы изобразить систему с какой-либо точки зрения средствами UML, для организации представляющих интерес элементов используются диаграммы. В UML определено девять типов диаграмм, которые позволено комбинировать для создания нужного вида. Например, статические аспекты вида с точки зрения реализации системы удобнее визуализировать с помощью диаграмм компонентов, а динамические аспекты того же вида - с помощью диаграмм взаимодействия. Статические аспекты системной базы данных можно изобразить с помощью диаграмм классов, а динамические - с помощью диаграмм кооперации.

Конечно, вы не ограничены только этими девятью типами диаграмм. Они определены в UML только потому, что позволяют представить наиболее часто встречающиеся комбинации рассматриваемых элементов. Но можно создавать и собственные виды диаграмм, если это потребуется для вашего проекта или организации.

Диаграммы UML можно использовать двумя способами: для описания моделей, на основе которых в дальнейшем будет сконструирована исполняемая система (прямое проектирование), или для воссоздания модели из частей уже существующей исполняемой системы (обратное проектирование). В любом случае вы, как и архитектор, будете разрабатывать диаграммы инкрементно (добавляя по одному новому фрагменту за раз) и итеративно (повторяя процесс проектирования после каждого нового усовершенствования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: