Культурология и предмет ее изучения

К ультурологuя - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общече­ловеческого и национальных культурных процессов, па­мятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием кото­рых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и по­требности людей, исследует их участие в создании, приумножении, со­хранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особен­ности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенден­ций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.

Курс культурологии должен решить несколько взаимосвязанных задач:

• дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях и основных истори­ческих типах культуры;

• помочь гармоническому сочетанию специальных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной этики и нравст­венности;

• выработать способности к творческому, критически осознанному восприятию различных национально-культурных, этноконфессиональ­lIых1 и других платформ;

• помочь ориентироваться в мире культурных символов, направле­ний в искусстве, литературе, музыке и т.д.

• выработать осознанное восприятие социально-преобразующих функций культуры.

Курс культурологии дает понимание того, что любая материально­-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры не­возможна так же, как не возможна без культуры и сама жизнь человека.

(Слово "культура" - в лексиконе практически каждого человека.

Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под куль­турой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литерату­ры. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", Т.е. хо­зяйственные задачи.

Явления культуры изучает множество конкретных наук - археоло­гия, этнография, история, социология, а также науки, изучающие раз­личные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное пред­ставление о культуре как предмете своего исследования. Так, для ар­хеологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох.

Этнография изучает проявления культуры того или иного на­рода во всем ее многообразии и целостности. Для истории искус­ства культура - прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в различных науках представ­лен по-разному.

Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поис­тине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. По подсчетам американских культурологов Альф­реда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 ГГ. было дано семь оп­ределений культуры. Одним из первых они считают определение англий­ского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге "Первобытная культура) С 1920 по 1950 ГГ. появилось еще 157 опреде­лений этого понятия. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по мнению других, эта цифра приближает­ся к тысяче.

Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия "культура". Культура - это многогран­ная проблема исторического развития, и само слово "культура" объеди­няет разнообразные точки зрения.

Термин «культypa» восходит к латинскому слову "cultura", которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природе под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную осо­бенность - единство культуры, человека и его деятельности. Это поня­тие в отличие от другого - "natura" (природа) означает в данном кон­тексте "созданное", «внеприродное». Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствова­ние, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие «культура» означает исторически

определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и ценностях.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятель­ности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание - это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к друго­му. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накоп­ленный его предшественниками. Овладение культурой может осущест­вляться в форме

м е ж л и ч н о с т н ы х о т н о ш е н и й (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и с а м о о б раз о в а н и я (чтение, посещение музея без со­провождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации ­радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации - это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности.

культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент - м е н т а л и т е т.

Показателен в этом отношении интереснейший опыт с а м о а н а­л и з а

и н д и в и д у а л ь н о с т и, который осуществил Н.А. Бердяев:

Я никогда не хотел и не мог чему-либо на свете nодчи­ниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. Парадокс моего существования в том, что, будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был социален., так как стремился к социаль­ной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей.

Я nринадлежу к тому типу людей и к той небольшой части nоколения конца Х/Х и начала ХХ века, в которой достиг необычайной остроты и наnряженности конфликт личности, неnовторимой индивидуальности с общим и родовым.

Н.А. Бердяеву удалось по казать не только собственную индивидуальности, но и некоторые противоречия процесса социализации и, сле­довательно, культуры. И действительно, культура - это сложная систе­ма, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они про­являются?

1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией лич­ности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. В противоречии между нормативностью культуры и той свобо­дой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полю­са, два борющихся начала.

3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обнов­лением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Такой подход позволяет выделять в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи. Например, эпохи Античной культуры и Возрождения.

В Российской истории выделяются культура Киевской Руси, Мос­ковской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии ХХ в. и др.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система, Приня­то подразделять культуру по ее н о с и т е л ю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех нацио­нальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующе­го общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также куль­туры социальных общностей (классовая, городская, сельская, професси­ональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональ­ной культуры.

Культура делится на определенные в и д ы и р о д ы. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой дея­тельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Материальная культура - это средства производства, жилища, предметы домашнего быта, одежда, средства транспорта и связи и т.д. - все то, что является результатом производственной, материаль­ной деятельности человека.

Духовная культура - это познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, то есть сферу сознания, сферу духовного производства.

Важная особенность материальной культуры - ее нетождест­венность ни материальной жизни общества, ни материальному произ­водству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура - это культура труда и материального производства; культура быта; культура т о п о с а, Т.е. места житель­ства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собствен­ному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, фило­софскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной) Они представ­ляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетичес­кая культура.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследовате­лей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с г у м а н и з м о м. В основе культуры лежит мера развития человека) Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее раз­витие человека)

Существует деление еще по одному признаку - а к т у а л ь н ост и.

Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре.(Актуальность культуры - это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам проресс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Сложная и многоуровневая. структура культуры определяет и разнообразие ее

ф у н к ц и й) в жизни общества и человека.

Культура - то многофункциональная система. Коротко охарак­теризуем основные функции культуры. (Главной функцией феномена культуры является человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая - функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура представляющая собой сложную зна­ковую систему, выступает единственным механизмом передачи соци­ального опыта поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накоп­ленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают соци­альной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией являет познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая' в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, 'имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем caмым создавать благопри­ятные возможности для его познания и освоения

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, на­сколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культур­ном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяет­ся мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огром­ный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость)

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных матери­альных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опира­ется на такие нормативные системы, как мораль и право)

Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion - учение о знаках) функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письмен­ный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естест­венные науки (физика, математика, химия, биология) также располага­ют собственными знаковыми системами

Ценностная, или аксиологuческая (от греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Куль­тура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.


Вопросы для самопроверки

1.Расскажите о типологизации культуры.

2.Назовите виды и роды культуры.

3.Какие функции выполняет культура?

4.В чем заключается взаимосвязь: культура - общество - чело­век?

5. Выскажите свое мнение: культурный человек - кто он?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: