К ультурологuя - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
Курс культурологии должен решить несколько взаимосвязанных задач:
• дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях и основных исторических типах культуры;
|
|
• помочь гармоническому сочетанию специальных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной этики и нравственности;
• выработать способности к творческому, критически осознанному восприятию различных национально-культурных, этноконфессиональlIых1 и других платформ;
• помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.
• выработать осознанное восприятие социально-преобразующих функций культуры.
Курс культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как не возможна без культуры и сама жизнь человека.
(Слово "культура" - в лексиконе практически каждого человека.
Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", Т.е. хозяйственные задачи.
Явления культуры изучает множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох.
|
|
Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности. Для истории искусства культура - прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в различных науках представлен по-разному.
Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 ГГ. было дано семь определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге "Первобытная культура) С 1920 по 1950 ГГ. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.
Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения.
Термин «культypa» восходит к латинскому слову "cultura", которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природе под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого - "natura" (природа) означает в данном контексте "созданное", «внеприродное». Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
В настоящее время понятие «культура» означает исторически
определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и ценностях.
Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание - это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме
м е ж л и ч н о с т н ы х о т н о ш е н и й (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и с а м о о б раз о в а н и я (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации радио, телевидения, печати.
Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс социализации - это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности.
культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент - м е н т а л и т е т.
Показателен в этом отношении интереснейший опыт с а м о а н ал и з а
|
|
и н д и в и д у а л ь н о с т и, который осуществил Н.А. Бердяев:
Я никогда не хотел и не мог чему-либо на свете nодчиниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. Парадокс моего существования в том, что, будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был социален., так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей.
Я nринадлежу к тому типу людей и к той небольшой части nоколения конца Х/Х и начала ХХ века, в которой достиг необычайной остроты и наnряженности конфликт личности, неnовторимой индивидуальности с общим и родовым.
Н.А. Бердяеву удалось по казать не только собственную индивидуальности, но и некоторые противоречия процесса социализации и, следовательно, культуры. И действительно, культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?
1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.
2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Такой подход позволяет выделять в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи. Например, эпохи Античной культуры и Возрождения.
В Российской истории выделяются культура Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии ХХ в. и др.
|
|
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система, Принято подразделять культуру по ее н о с и т е л ю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.
Культура делится на определенные в и д ы и р о д ы. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Материальная культура - это средства производства, жилища, предметы домашнего быта, одежда, средства транспорта и связи и т.д. - все то, что является результатом производственной, материальной деятельности человека.
Духовная культура - это познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, то есть сферу сознания, сферу духовного производства.
Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.
Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.
Материальная культура - это культура труда и материального производства; культура быта; культура т о п о с а, Т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной) Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Исторически культуру связывают с г у м а н и з м о м. В основе культуры лежит мера развития человека) Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее развитие человека)
Существует деление еще по одному признаку - а к т у а л ь н ост и.
Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре.(Актуальность культуры - это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.
В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам проресс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом образуя единую систему такого уникального явления, как культура.
Сложная и многоуровневая. структура культуры определяет и разнообразие ее
ф у н к ц и й) в жизни общества и человека.
Культура - то многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. (Главной функцией феномена культуры является человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Важнейшая - функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другой ведущей функцией являет познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая' в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, 'имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем caмым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость)
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право)
Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion - учение о знаках) функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами
Ценностная, или аксиологuческая (от греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Вопросы для самопроверки
1.Расскажите о типологизации культуры.
2.Назовите виды и роды культуры.
3.Какие функции выполняет культура?
4.В чем заключается взаимосвязь: культура - общество - человек?
5. Выскажите свое мнение: культурный человек - кто он?