1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.
2. Разделы антропологии, связь между ними.
3. Проблемное поле современной антропологии.
Тема 2. Проблема социоантропогенеза в антропологии.
Лекция 1:
1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.
2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.
3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.
4.Проблема социогенеза: биологические предпосылки и факторы.
Семинар 1:
1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.
2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.
3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.
Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.
Лекция:
1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.
2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.
3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.
|
|
Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде.
Лекция:
1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.
2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.
3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.
Семинар:
1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.
2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.
3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.
Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.
Лекция:
1. Разумность как специфически человеческая черта.
2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».
3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.
Семинар:
1.Разумность как специфически человеческая черта.
2.Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».
3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности
Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.
Лекция:
1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.
2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.
3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Семинар:
1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.
2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.
3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.
Лекция:
1. Любовь как модус бытия человека в мире.
2. Формы проявления и типы любви.
3. Проблема распада любви. Патология любви.
|
|
Семинар:
1. Сущность и смысл любви.
2. Формы проявления и типы любви.
3. Проблема распада любви. Патология любви.
Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности
Лекция:
1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.
2. Виды агрессивности.
3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.
Семинар:
1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.
2. Символы зла в контексте человеческой культуры.
3. Проблема преодоления человеческой агрессии.
Тема 9. Человек перед лицом смерти.
Семинар:
1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.
2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.
3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.
Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения
Семинар 1:
1.Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.
2.Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.
3. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.
4.Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.