1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.
2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.
3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.
4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.
5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.
6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.
7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.
8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.
9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.
10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.
11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.
12. Игровой элемент в контексте современной культуры.
13. Человек любящий. Сущность и виды любви.
14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.
15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.
16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.
17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.
18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».
19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.
Тест по курсу «Антропология»
1) Человек рассматривается в антропологии как комплексном учении в качестве:
а) социального существа;
б) социально-биологического существа;
в) уникального, духовно неповторимого существа;
г) универсального существа (космо-психо-био-социального единства).
2) Концепция антропогенеза П. Тейяра де Шардена строится на основе:
а) эволюционной модели происхождения человека;
б) космологической модели;
в) соединения космологической и теологической моделей;
г) сочетания эволюционистских и теологических представлений.
3) Христианская идея творения человека по образу и подобию Божию не предполагает наличия у человека:
а) разума;
б) бессмертной души;
в) внешнего сходства с божественным творцом;
г) свободной воли.
4) Автором учения об архетипах человеческого мышления и поведения, формирующихся на основе коллективного бессознательного, является:
а) З. Фрейд;
б) К.Г. Юнг;
в) К. Леви-Строс;
г) М. Элиаде.
5) Трудовая теория антропогенеза, изложенная в работе «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» принадлежит:
а) Ч. Дарвину;
б) К. Марксу;
в) Ф.Энгельсу;
г) Г. Спенсеру.
6) К какой эволюционной форме, согласно археологическим данным, относятся питекантропы и синантропы?
а) Homo habilis;
б) Homo erectus;
в) Homo sapiens;
г) австралопитеки.
7) С каким из миров смыслового пространства бытия архаичному человеку легче всего смоделировать диалоговые отношения?
а) с миром повседневности;
б) с миром природы;
в) с миром мертвых;
г) с миром других людей.
8) Символом чего в мирах и сказках выступает образ прекрасной девушки (невесты, царевны, принцессы), томящейся в темнице и ждущей своего спасителя?
а) духа;
б) души;
в) жизни;
г) счастья.
9) Какой античный герой стал символом бессмысленного труда?
а) Геракл;
б) Прометей;
в) Сизиф;
г) Эдип.
10) Кто является автором известной работы «Анатомия человеческой деструктивности»?
а) З.Фрейд;
б) Э. Фромм;
в) Ф.Ницше;
г) Ж.П. Сартр.
11) Каким образом Й. Хейзинга определял отношения между игрой и культурой?
а) игра – один из элементов культуры;
б) игра – источник возникновения и развития культуры;
в) игра – результат деформаций, происходящих в современной культуре;
г) подлинная культура противостоит игре.
12) По мнению М. Хайдеггера, человек отличается от любого другого существа тем, что осознает свою:
а) смертность;
б) уникальность;
в) разумность;
г) парадоксальность.
13) Какие особенности, по словам Э.Бёрна, характерны для игры как одной из форм трансакций?
а) предельная искренность;
б) бескорыстие;
в) наличие скрытых мотивов;
г) ориентация на выигрыш.
14) Какой признак, по мнению Э. Фромма, не присущ подлинной любви?
а) забота;
б) ответственность;
в) ревность;
г) уважение.
15) Какую трактовку свободы Н.А. Бердяев считал единственно верной?
а) как произвола;
б) как осознанной необходимости;
в) как ничем не стеснённого бытия;
г) как приобщение к божественной гармонии.
16) Какие из приведенных представлений архаичных людей о мире мертвых породили обычай портить продукты питания и ломать утварь, которые «отправлялись» в этот мир вместе с умершим?
а) мир мертвых подобен миру живых людей;
б) мир мертвых – несколько подпорченный мир;
в) мир мёртвых – «перевёрнутый» мир;
г) мир мёртвых иерархически организован.
17) Кто из известных социологов вводит термин «homo sociologicus» для характеристики абстрактной модели человека как носителя и исполнителя социальных статусов и ролей?
а) Э. Дюркгейм;
б) П.А. Сорокин;
в) Т. Парсонс;
г) Р. Дарендорф.
18) Какие виды патологии любви, по Э. Фромму, выступают проявлением злокачественной агрессии?
а) садизм;
б) мазохизм;
в) нарциссизм;
г) гомосексуализм.
19) Что можно считать проявлением некрофилии в широком (социальном) смысле слова?
а) занятия охотой;
б) посещение могил предков;
в) любовь ко всему искусственному, механическому;
г) чрезмерное стремление к порядку.
20) Кому из античных философов принадлежит мысль о том, что глупо бояться смерти: «пока мы живы – смерти нет, когда мы мертвы – нет жизни»?
а) Платону;
б) Аристотелю;
в) Демокриту;
г) Эпикуру.
Организация текущей и итоговой аттестации
В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине указывается как отметка «зачтено».
Отметка «зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал достаточную степень культуры мышления и овладения дидактическими единицами по предмету; выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом привлекал дополнительную литературу из различных источников и показал достаточные навыки при работе с источниковой базой; продемонстрировал хороший уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; показал овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на хорошем уровне представил итоговые результаты, показывающие усвоение материала учебной дисциплины;
отметка «не зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал низкую степень овладения дидактическими единицами по предмету; редко выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом не привлекал дополнительную литературу из различных источников и не показал необходимых навыков при работе с источниковой базой; продемонстрировал низкий уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; не показал в целом овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на низком уровне представил итоговые результаты, показывающие, что материал учебной дисциплины в целом не усвоен.