double arrow

Вопросы к зачету по антропологии

1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.

2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.

3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.

4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.

5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.

6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.

7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.

8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.

9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.

10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.

11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.

12. Игровой элемент в контексте современной культуры.

13. Человек любящий. Сущность и виды любви.

14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.

15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.

16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.

17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.

18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».

19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.

Тест по курсу «Антропология»

1) Человек рассматривается в антропологии как комплексном учении в качестве:

а) социального существа;

б) социально-биологического существа;

в) уникального, духовно неповторимого существа;

г) универсального существа (космо-психо-био-социального единства).

2) Концепция антропогенеза П. Тейяра де Шардена строится на основе:

а) эволюционной модели происхождения человека;

б) космологической модели;

в) соединения космологической и теологической моделей;

г) сочетания эволюционистских и теологических представлений.

3) Христианская идея творения человека по образу и подобию Божию не предполагает наличия у человека:

а) разума;

б) бессмертной души;

в) внешнего сходства с божественным творцом;

г) свободной воли.

4) Автором учения об архетипах человеческого мышления и поведения, формирующихся на основе коллективного бессознательного, является:

а) З. Фрейд;

б) К.Г. Юнг;

в) К. Леви-Строс;

г) М. Элиаде.

5) Трудовая теория антропогенеза, изложенная в работе «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» принадлежит:

а) Ч. Дарвину;

б) К. Марксу;

в) Ф.Энгельсу;

г) Г. Спенсеру.

6) К какой эволюционной форме, согласно археологическим данным, относятся питекантропы и синантропы?

а) Homo habilis;

б) Homo erectus;

в) Homo sapiens;

г) австралопитеки.

7) С каким из миров смыслового пространства бытия архаичному человеку легче всего смоделировать диалоговые отношения?

а) с миром повседневности;

б) с миром природы;

в) с миром мертвых;

г) с миром других людей.

8) Символом чего в мирах и сказках выступает образ прекрасной девушки (невесты, царевны, принцессы), томящейся в темнице и ждущей своего спасителя?

а) духа;

б) души;

в) жизни;

г) счастья.

9) Какой античный герой стал символом бессмысленного труда?

а) Геракл;

б) Прометей;

в) Сизиф;

г) Эдип.

10) Кто является автором известной работы «Анатомия человеческой деструктивности»?

а) З.Фрейд;

б) Э. Фромм;

в) Ф.Ницше;

г) Ж.П. Сартр.

11) Каким образом Й. Хейзинга определял отношения между игрой и культурой?

а) игра – один из элементов культуры;

б) игра – источник возникновения и развития культуры;

в) игра – результат деформаций, происходящих в современной культуре;

г) подлинная культура противостоит игре.

12) По мнению М. Хайдеггера, человек отличается от любого другого существа тем, что осознает свою:

а) смертность;

б) уникальность;

в) разумность;

г) парадоксальность.

13) Какие особенности, по словам Э.Бёрна, характерны для игры как одной из форм трансакций?

а) предельная искренность;

б) бескорыстие;

в) наличие скрытых мотивов;

г) ориентация на выигрыш.

14) Какой признак, по мнению Э. Фромма, не присущ подлинной любви?

а) забота;

б) ответственность;

в) ревность;

г) уважение.

15) Какую трактовку свободы Н.А. Бердяев считал единственно верной?

а) как произвола;

б) как осознанной необходимости;

в) как ничем не стеснённого бытия;

г) как приобщение к божественной гармонии.

16) Какие из приведенных представлений архаичных людей о мире мертвых породили обычай портить продукты питания и ломать утварь, которые «отправлялись» в этот мир вместе с умершим?

а) мир мертвых подобен миру живых людей;

б) мир мертвых – несколько подпорченный мир;

в) мир мёртвых – «перевёрнутый» мир;

г) мир мёртвых иерархически организован.

17) Кто из известных социологов вводит термин «homo sociologicus» для характеристики абстрактной модели человека как носителя и исполнителя социальных статусов и ролей?

а) Э. Дюркгейм;

б) П.А. Сорокин;

в) Т. Парсонс;

г) Р. Дарендорф.

18) Какие виды патологии любви, по Э. Фромму, выступают проявлением злокачественной агрессии?

а) садизм;

б) мазохизм;

в) нарциссизм;

г) гомосексуализм.

19) Что можно считать проявлением некрофилии в широком (социальном) смысле слова?

а) занятия охотой;

б) посещение могил предков;

в) любовь ко всему искусственному, механическому;

г) чрезмерное стремление к порядку.

20) Кому из античных философов принадлежит мысль о том, что глупо бояться смерти: «пока мы живы – смерти нет, когда мы мертвы – нет жизни»?

а) Платону;

б) Аристотелю;

в) Демокриту;

г) Эпикуру.

Организация текущей и итоговой аттестации

В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине указывается как отметка «зачтено».

Отметка «зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал достаточную степень культуры мышления и овладения дидактическими единицами по предмету; выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом привлекал дополнительную литературу из различных источников и показал достаточные навыки при работе с источниковой базой; продемонстрировал хороший уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; показал овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на хорошем уровне представил итоговые результаты, показывающие усвоение материала учебной дисциплины;

отметка «не зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал низкую степень овладения дидактическими единицами по предмету; редко выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом не привлекал дополнительную литературу из различных источников и не показал необходимых навыков при работе с источниковой базой; продемонстрировал низкий уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; не показал в целом овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на низком уровне представил итоговые результаты, показывающие, что материал учебной дисциплины в целом не усвоен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: