Введение. Мы очень часто говорим друг другу: «Я тебя очень хорошо знаю», а может быть: «Ты меня совсем не знаешь» или нечто подобное в этом роде

Мы очень часто говорим друг другу: «Я тебя очень хорошо знаю», а может быть: «Ты меня совсем не знаешь» или нечто подобное в этом роде. Но понимаем ли мы в действительности, что значат эти слова? Могут ли два человека действительно хорошо знать и понимать друг друга? Что им требуется для достижения этого пониманияПолучилось так, что всю свою сознательную жизнь мы очень интересуемся людьми, их характерами, привычками. Нам интересно очень многое в моих близких,нам нравится разбираться в характерах людей, находить там какие-то необычные черты, многому учиться у окружающих и просто познавать жизнь. Но можем ли мы объективно оценить поведение окружающих и причины этого поведения, сформировавшиеся в них самих и подтолкнувшие их к каким-либо действиям? Или другой вопрос: можем ли мы помочь им решить многие проблемы, если причиной этих проблем слишком часто бывают они сами со своим складом характера и взглядами на жизнь?Мы никогда не задумывались, почему иногда вам внезапно становится очень грустно или тяжело на душе? Или может быть начинает хотеться что-то резко изменить в своей собственной жизни. А иногда внезапно сознание захлестывает таким счастьем, что хочется петь. Так почему это происходит? Из-за чего?На этот вопрос отвечает наука, носящая название психология. Основываясь на прочитанном и на услышанном об авторе от разных людей, можно сказать, что информация, которую он преподносит в своей работе, отличается высокой степенью важности и обоснованности.Зигмунд Фрейд в свое время, провел ряд исследований не только в кругу вопросов, касающихся практического применения метода психоанализа, но и сделал определенные выводы на основе открытий таких великих психологов, как вышеупомянутый Фрейд, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Обобщив их научные учения, он создал вполне приемлемую для обучения и просто интересного чтения учебную программу по курсу психоанализа.Таким образом, основу этого реферата составит «Основы психоанализа».Также при написании своего реферата я пользовалась и другими источниками данных. Ими стали работы самих известных психологов: «Воспоминания, сновидения, размышления» Карла Густава Юнга и «Наука жить» Альфреда Адлера.О компетентности этих источников, пожалуй, говорить излишне. Авторы высказывают в этих научных произведениях свою позицию по данному вопросу, а именно по вопросу психоанализа как такового и спора с Зигмундом Фрейдом в частности. Поэтому могу дать им только положительную оценку.

ФРЕЙД Зигмунд / Сигизмунд Шломо (Freud Sigmund, 1856 – 1939) – основатель психоанализа, великий австрийский психолог, психоневролог, невропатолог, психиатр, психотерапевт. БИОГРАФИЯ
Родился 6 мая 1856 г. во Фрейберге (Австро-Венгерская империя, ныне Пршибор, Чехия) в доме по Шлоссергассе, 117. Родители Фрейда – выходцы из Галиции: отец Якоб Фрейд (1815 – 1896), торговец сукном и шерстью, мать Амалия Фрейд (в девичестве Натансон, 1835 – 1930). Это был второй брак уже немолодого Якоба Фрейда (от первого брака у него родилось двое сыновей). Зигмунд (Сигизмунд) был старшим ребенком, первенцем и любимцем матери. Вслед за ним в семье Фрейдов появились на свет:Юлиус (1857 – 1858), Анна (1858 – 1955), Роза (1860 – 1942), Мария (Мици, 1861 – 1942), Адольфина (Дольфи, 1862 – 1942), Паула (1864 – 1942) и Александр (1866 – 1943). Кроме родных пяти сестёр и двух братьев, Зигмунд имел также двух сводных братьев, Эммануила (1833 – 1914) и Филиппа (1834 – 1911), которые были значительно старше его и жили в г.Манчестере (Великобритания). В июне 1858 г. из-за экономического кризиса Якоб Фрейд вынужден отказаться от своего дела и отправляется в Захсен. В 1860 г. семья Фрейд поселилась в Леопольдштадте – еврейском квартале г. Вены. В австрийской столице Фрейд прожил практически всю свою жизнь, вплоть до вынужденной эмиграции в Великобританию.; уже в 8 лет он начал читать произведения Шекспира, увлекался исторической литературой и искусством. Кумирами его детства были пассионарные исторические личности – легендарный карфагенский полководец Ганнибал, низвергатель британской монархии Оливер Кромвель и герой Итальянского освободительного движения Джузеппе Гарибальди. С 1865 по 1873 гг. Фрейд учился в общеобразовательной гимназии Леопольдштадта, куда поступил на год раньше установленного возраста. Здесь он добился заметных успехов в изучении языков, овладел ивритом, латинским, английским, французским, итальянским и испанским. На формирование его мировоззрения и эстетических предпочтений в эти годы оказали влияние история и мифология Древнего мира, культура Ренессанса, натурфилософские воззрения и лирика Гёте, эволюционное учение Ч.Дарвина. В 1872 г. Фрейд переживает любовное увелечение Гизелой Флюссе, девушкой из круга прежних знакомых во Фрайберге. В 1873 г. Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета; выбор будущей профессии был во многом предопределен крайне тяжелым экономическим положением семьи (частная врачебная практика могла обеспечить стабильный доход). В 1879 г. Фрейд слушает лекции по психиатрии одного из самых авторитетных анатомо-физиологов Европы Теодора Мейнерта (1833 – 1892), однако они не производят на него глубокого впечатления: в этот период Фрейда интересует исключительно неврологическая сторона проблемы. 25 апреля 1886 г., в пасхальное воскресенье Ф. начал собственную частную практику в качестве врача (приват-доцента) по нервным болезням. Поначалу применял для лечения нервных расстройств метод электризации Эрба, от которого вскоре отказался. Первые пациенты были направлены к Фрейду, главным образом, его другом Брейером. В 1887 г. Фрейд знакомится с немецким врачом Вильгельмом Флиссом (1858 – 1928), дружба и научная полемика с которым имели огромное значение для его личностного и профессионального становления; их интенсивная переписка продолжалась вплоть до 1904 г. В 1888 г. Фрейд знакомится с книгой И.Бернгейма «Внушение и его применение в качестве терапии». Применяя суггестивные методы в собственной врачебной практике, Ф. сталкивается с рядом затруднений, что приводит его к выводу о необходимости усовершенствования техники лечебного гипноза.Крупнейший мыслитель конца XIX – первой половины XX в.в.,оказавший значительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на гуманитарные науки, искусство, литературу и культуру в целом. Организатор международного психоаналитического движения.Доктор медицины (1881), профессор (1902). Доктор философии и права университета Кларка (Вустер, США, 1909). Фрейд был почетным членом Лондонского Общества психологических исследований (с 1911), Нидерландского Общества психиатрии и неврологии (с 1921), Швейцарского объединения психиатров (с 1926), Королевского медицинского общества (Великобритания, с 1935), Американской психиатрической ассоциации (с 1936), Американской психоаналитической ассоциации (с 1936), Королевской медико-психологической ассоциации (Великобритания, с 1936), Нью-Йоркского неврологического общества (с 1936), Французского психоаналитического общества (с 1936) и др. Почётный гражданин Вены (1924). Лауреат премии Гёте (Франкфурт-на-Майне, Германия, 1930). Выдвигался на Нобелевскую премию.Признан одной из ключевых фигур в истории гуманитарной мысли XX в. и, шире, в новоевропейской истории; его теория завершает и одновременно децентрирует новоевропейскую (просвещенческую) картину мира с характерным для неё образом человека как самовластного субъекта рационального познания.Родоначальник психотерапии в ее современном понимании, связавший эту, изначально клиническую дисциплину с широким спектром гуманитарных исследований, философией, социологией, культурной антропологией. Именно благодаря З.Фрейду, его ученикам и последователям, а также всем, кто вдохновлялся его идеями, как развивая их, так и полемизируя с ними, психотерапия сформировалась в XX столетии в качестве самостоятельной профессии на стыке психологии и медицины (психиатрии), с собственным категориальным и методологическим аппаратом.
С именем и трудами З.Фрейда ассоциируется одно из самых влиятельных течений западноевропейской гуманитарной мысли, получившее в отечественной психологической литературе и критике обозначение «фрейдизм» (более поздние модификации – «неофрейдизм» и «постфрейдизм»). Это течение не только способствовало существенным теоретическим сдвигам, научным открытиям и инновациям в области методологии психологической помощи, но и стало мощным фактором социальных и социокультурных изменений.

Под влиянием идей Фрейда трансформировался образ человека в западноевропейской культуре, изменилось отношение к сексуальности, в частности, возросла толерантность к многообразным сексуальным проявлениям человеческой природы, были преодолены устойчивые предрассудки и культурные запреты, характерные для так наз. викторианской эпохи (XIX в.); глобальные преобразования произошли в сферах общественной морали, социального взаимодействия полов, обыденного сознания, массовых коммуникаций, литературы и искусства.

З.Фрейд заложил теоретические и методологические основы исследований «бессознательного психического». К учению Фрейда восходят так наз. психодинамический подход и глубинная психология – одна из авторитетных школ психологии личности и психотерапии. Предложенный Фрейдом психоаналитический метод, который сам автор первоначально описывал и внедрял как дополнение к традиционным процедурам лечения психических заболеваний, в значительной степени определил характер современного познания и понимания природы человека. Согласно П.Рикеру, З.Фрейд может рассматриваться и как основатель собственной школы психологической герменевтики, создавший особую систему интерпретации не только бессознательной продукции конкретного индивида, но и разнообразных явлений культуры, искусства, религии, макросоциальных процессов. Психоаналитический проект Фрейда ознаменовал кризис западноевропейского рационализма с идущей от философии Рене Декарта традицией отождествления психики и сознания (мышления). Фрейдовское учение стало научной альтернативой основанной на этой традиции интроспективной психологии. Фрейд совершил коперниковский гносеологический поворот, сделав предметом научного изучения процессы и феномены, недоступные для непосредственного самонаблюдения и скрытые от индивидуального обыденного сознания. По мнению ряда историков науки, психоанализ Зигмунда Фрейда – крупнейшая научная революция XX в.

Следует отметить масштабность научного мышления Фрейда, охватившего в рамках своей теории широкий круг ключевых проблем человекознания и оставившего одно из самых дискуссионных учений. Присущее Фрейду доктринерство, а также некоторые сверхобобщения и жестко сформулированные постулаты, в частности, интерпретация религии как коллективного невроза, вызвали обоснованную критику. Однако и опровергнутые тезисы патриарха психоанализа оказались плодотворными, так как инициировали интенсивную научную полемику, которая способствовала значительному продвижению гуманитарной мысли.Фрейд неоднократно критиковался за редукционизм и пансексуализм, биологизаторский подход в психологии, психологизм в анализе общественных и социокультурных феноменов и процессов. Вместе с тем, разработанные им концепции и идеи стали неотъемлемой частью современной общепсихологической теории, психологии личности и психологии развития, психопатологии и психотерапии. Огромное значение приобрели его концепции: первичной / динамической травмы; вытеснения и других механизмов психической защиты; бессознательных механизмов забывания; сексуальной этиологии неврозов; влияния динамических конфликтов раннего детства на психическое становление индивидуума; сексуальной организации человека; детской сексуальности; бессознательных комплексов как факторов психической жизни; символизма сновидений; «психопатологии обыденной жизни» или парапраксиса (скрытого смысла ошибочных действий); структуры психического аппарата и первичных влечений человека; «недовольства культурой» и патогенных факторов цивилизации и т.д.Фрейд разработал классическую технику аналитической психотерапии, включающую базовые методы свободных ассоциаций и толкования сновидений. Предложенная им модель в историческом отношении является первичной формой психологического (немедицинского) вмешательства; от неё, как от отправного пункта, берут начало все более поздние разновидности собственно психотерапевтических интервенций, как сохраняющие преемственность, так и альтернативные. Выдающаяся заслуга З.Фрейда состоит в открытии наблюдающихся в психотерапии механизмов и эффектов сопротивления и переноса-контрпереноса, а также в обосновании и внедрении фундаментальных принципов дидактического (учебного) анализа, обеспечивающих методологическую переемственность, психологическую безопасность и этическую корректность аналитической практики. З.Фрейду принадлежит решающая роль в институциализации психоанализа и глубинной психологии; с его научным авторитетом напрямую связано широкое распространение и международное признание психоаналитических идей и психодинамического подхода в психотерапии.

ЮНГ Карл Густав (Jung Carl Gustav, 1875 – 1961) – великий швейцарский психолог, психоаналитик, психиатр, психотерапевт, философ и культуролог. Выдающийся деятель и один из признанных лидеров международного психоаналитического движения. Крупнейший мыслитель XX в. Основатель самостоятельной школы глубинной психологии и психотерапии, известной как «аналитическая психология» (другое обозначение – «юнгианский анализ»). Оказал значительное влияние на обширные сферы психологии, психиатрии, психотерапии, философии, антропологии, культурологии, а также литературы и искусства, культуры в целом. Доктор медицины (1902). Профессор Цюрихского (1933 – 1941) и Базельского (1942 – 1961) университетов. Непродолжительное время был редактором первых психоаналитических журналов «Imago» (1912) и «Jahrbuch für psychoanalytische und psychopathologische Forschungen» (1913). До окончательного разрыва с Фрейдом (1914) возглавлял Международную психоаналитическую ассоциацию. Почетный доктор университета Кларка (Вустер, США, 1909), Фордхэмского (1920), Калькуттского (1928), Гарвардского (1936), Аллахабадского (1938), Оксфордского (1938) и Женевского (1945) университетов. Инициатор создания и президент (с 1932 по 1944) общества «Эранос», проводившего регулярные конференции и дискуссии по междисциплинарным проблемам аналитической психологии. Президент Общегерманского (позднее Международного) медицинского психотерапевтического общества (1933 – 1939). Почетный член Королевского медицинского общества Великобритании (1938), Швейцарской академии наук (1943). Организовал и в течение года возглавлял кафедру медицинской психологии Базельского университета (1944). Один из организаторов Института К.Г.Юнга в Цюрихе (1948), который со временем стал всемирно известным образовательным, культурным и исследовательским учреждением, а также международным центром профессиональной подготовки аналитических психологов и психотерапевтов (юнгианских аналитиков).

На раннем этапе научной карьеры ученик и соратник Фрейда, прозванный самим Фрейдом «крон-принцем психоанализа», Юнг стал наиболее ярким и авторитетным оппонентом своего учителя, предложив не менее значительную научную альтернативу классическому фрейдизму.

Автор теории коллективного бессознательного (архетипов), одной из самых популярных и признанных типологий личности (отраженной в научном бестселлере «Психологические типы», 1922), оригинальной модели личности, описывающей её структуру и закономености развития («индивидуации»). С именем К.Г.Юнга связана научная разработка важнейших для глубинной психологии (и сопредельных гуманитарных дисциплин) теоретических концептов и категорий, таких как «комплекс», «архетип», «интроверсия», «экстраверсия», «нуминозность», «самость», «индивидуация», «конъюнкция», «синхронистичность».
Дополняя классическое учение З.Фрейда и преодолевая характерный для него редуктивно-биологизаторский подход («пансексуализм»), Юнг разработал теорию, охватывающую, наряду с психопатологическими процессами, высшие творческие и духовные аспекты человеческого существования. Его научные труды могут быть сгруппированы вокруг нескольких основных тем, в частности: «отношения сознания и бессознательного», «индивидуальная и коллективная / массовая психология», «психика и культура», «Эго и Самость», «влияние архетипов и символов на развитие индивидуума».

Юнг исследовал психические функции (представленные в его теории как диады противоположностей «мышление – чувство» и «ощущение – интуиция») в их соподчинении, взаимодействии и системных взаимосвязях; ввел понятие «трансцендентной функции». Выявил предпосылки типологических различий между людьми, в зависимости от преобладающей установки сознания или общей направленности психической активности (интроверсия – экстраверсия) и доминирования одной из четырех функций в паре с дополняющей её подчинённой функцией (диады «мышление – ощущение», «мышление – интуиция», «чувство – ощущение», «интуиция – чувство» и т.д.).
Полемизируя с Фрейдом, Юнг предложил собственную психологическую интерпретацию ряда великих творений и памятников общечеловеческого духовного наследия, в частности, «Тибетской книги мертвых», западноевропейских и восточных трактатов по алхимии («Тайна Золотого Цветка»), сакральных текстов, религиозных доктрин и символов. Внес вклад в изучение явлений и закономерностей психологии масс и массового сознания. Открыв коллективное измерение психики и показав сложную глубинную взаимосвязь между феноменами индивидуальной психологии (сны, фантазии) и универсальными символическими формами мировой культуры (мифы), Юнг, по мнению ряда исследователей и историков науки, заложил основания новой парадигмы гуманитарного познания.

Наравне с А.Адлером, Юнг был пионером телеологического (от греч. télos, родительный падеж téleos – цель, результат) и холистического (от греч. hólos – целое) подходов в психологии и психотерапии. Согласно первому подходу, любые проявления человеческой природы, включая психопатологические симптомы, расстройства и дисфункции, целесообразны, изначально нацелены на достижение полезного приспособительного результата и могут рассматриваться как осознанные или бессознательные, успешные или потерпевшие неудачу попытки преодоления некоторой проблемы, конфликта или кризиса. Таким образом, у любого симптома есть не только первопричина, которая обнаруживается в прошлом опыте индивидуума, но и определенная интенция, направленность в будущее, потенциал, необходимый для конструктивных изменений. Согласно второму, холистическому подходу, психическую реальность следует рассматривать как нерасторжимую целостность. Соответственно этим двум установкам, психотерапевт должен пытаться понять своего пациента в свете его жизненных целей и перспектив личностного развития, а также в аспекте исконно присущего человеческой душе стремления к осмысленности и целостности (интеграции).

К.Г.Юнгу принадлежит научное описание стадий, закономерностей и отдельных эффектов психотерапевтического процесса; он разработал оригинальную модель психотерапии в контексте изучения духовных практик Востока и Запада и собственного учения об индивидуации. Выдающаяся заслуга Юнга-методолога состоит также в существенном расширении диапазона психотерапевтических методов. Юнг дополнил традиционные аналитические техники методом амплификации – прояснения социокультурного контекста психотерапевтической работы за счет привлечения символического материала мифов, сказок, легенд, художественных произведений; обосновал возможности использования имагинации (активного воображения), процессов символизации и творческого самораскрытия, различных видов искусства в целях психотерапии. Под влиянием его новаторских идей были разработаны и получили широкое распространение методики арт-терапии, автоматического письма, аутентичного движения, «sand play» («игра в песочнице)» и др.

Адлер Альфред (Adler Alfred, 1870 – 1937) – выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Крупнейший деятель международного психоаналитического движения, признанный классик и патриарх глубинной психологии. Основатель собственного авторитетного и влиятельного психологического направления и одноименной психотерапевтической школы – индивидуальной психологии. Доктор медицины (1895). Адлер первоначально специализировался в области офтальмалогии, но уже с конца 1890-х гг. он полностью посвятил себя проблемам психиатрии и психотерапии. Позднее занимался также вопросами педагогики, исследуя различные стили воспитания, их влияние на психическое развитие и подчеркивая необходимость гуманизации образования на всех уровнях и во всех сферах. Доцент Венского института педагогики (1915), профессор (1929). В 1927 г. возглавил кафедру медицинской психологии в Колумбийском университете штата Нью-Йорк (США); в 1932 г. получил должность профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда (в том же штате), там же основал местную кафедру медицинской психологии. Один из первых сподвижников З.Фрейда, с 1902 г. участник Венского кружка сторонников фрейдовской доктрины (так наз. «Общества психологических сред»). Был в числе организаторов Венского психоаналитического общества (1908), президентом которого стал в 1910 г. Вместе с тем Адлер – едва ли не первый «ересиарх» (отступник) психоанализа; харизматичный, сохранявший собственную независимую позицию по ряду краеугольных вопросов и открыто призывавший к ревизии и реформации психоаналитического учения, он в 1911 г., после продолжительных разногласий с Фрейдом, вместе с 9 своими последователями, покинул ряды Венского сообщества психоаналитиков и энергично приступил к созданию собственного научно-практического объединения. Со временем оно было признано сильной альтернативой ортодоксальному фрейдизму и получило условное название Вторая Венская школа психотерапии (Третьей стала школа логотерапии, основанная учеником Адлера Виктором Франклом). В 1914 г. организовал «Международный журнал индивидуальной психологии» и с этого года стал его главным редактором. Позднее (1936) при университете штата Джорджия (США) создал также «Журнал индивидуальной психологии» («Journal of Individual Psychology»), ставший основным печатным органом Северо-Американского общества адлерианской психологии и психотерапии.
Адлер во многих отношениях был первопроходцем современной психотерапевтической науки и практики; так уже в 1910 г. он начал применять групповые формы психологической помощи при работе с амбулаторными группами рабочих, что позволяет назвать его одним из пионеров групповой психотерапии и группового анализа. Проявил себя и как незаурядный организатор, создав в Вене разветвлённую сеть гуманистически-ориентированных консультативно-педагогических учреждений, экспериментальную школу и несколько детских садов, действовавших на основе разработанных им методик и концепций. Его научно-практическая деятельность заложила предпосылки современного психологического консультирования и способствовала внедрению психологических и психоаналитических идей и подходов в практику воспитания и образования.
В числе главных заслуг и достижений А.Адлера как мыслителя и ученого – разработка следующих научно-практических проблем, одновременно актуальных для теории личности, психологии развития и психотерапии: 1) комплекс неполноценности, его истоки и механизмы компенсации, а также псевдо- и гиперкомпенсации; 2) присущие человеку стремления к превосходству и самосовершенствованию как основные детерминанты развития индивидуума; 3) индивидуальный стиль жизни и жизненные стратегии; 4) установки, связанные со стилем жизни, и обусловленные ими типы личности; 5) фикционный финализм, реалистические и фиктивные цели как факторы психического развития; 6) социальный интерес как показатель психического здоровья; 7) влияние очередности (порядка) рождения на формирование личности; 8) творческое Я, как интегрирующий центр личности.
Оригинальность теоретического подхода Адлера, восходящего к философии холизма, состояла в том, что он, не придавая решающего значения конкретным фактам биографии и отдельно взятым, изолированным чертам характера, предлагал, прежде всего, понять «человека в целом», как нерасторжимую активную и творческую целостность, в свете таких интегральных характеристик, как «стиль жизни», «жизненный план», «прототип», «стратегия поведения». Каждый индивидуум, согласно Адлеру, это творческое и самоопределяющееся целое, а человеческая жизнь есть активное стремление к совершенству. Понять конкретного индивидуума, полагал Адлер, можно лишь раскрывая глубинную взаимосвязь таких аспектов его личности, как социальная принадлежность и уникальная субъективность.
Адлер был не только психологом и психотерапевтом, но и общественным деятелем, состоял в социал-демократической партии. На основе своей теории он считал возможным не просто реформировать всю систему воспитания, но и разрешить многие проблемы, «обременяющие народы»: положить конец войнам, ненависти на национальной почве, религиозному фанатизму, и «устранив эти эгоистические и безумные заблуждения», консолидировать «все скрытые в массах, врожденные силы, направленные на добро». Он верил, что его индивидуальная психология может как врачевать отдельных людей, так и помочь целым нациям и всему человечеству «освободиться от ошибок, иллюзий и бесцельной траты сил». При всей наивности отдельных гуманитарных и социологических воззрений Адлера, его основополагающие идеи приобрели безусловную ценность и предвосхитили гуманистическую перспективу в психологии и психотерапии. Адлер внес значительный вклад в современное понимание природы и сущности человека и оказал влияние на такие области психологической науки и практики, как возрастная, педагогическая и социальная психология, психология личности и психология развития; его принято считать предтечей неофрейдизма, Эго-психологии и гуманистической психологии. Предложенный Адлером социально-ориентированный подход нашёл дальнейшее применение и развитие в трудах таких классиков глубинной психологии, как Эрих Фромм, Карен Хорни и Гарри Стэк Салливен, а также других приверженцев социологической ориентации в психологии личности и психотерапии. Ключевой тезис индивидуальной психологии о социальном интересе, как критерии психического здоровья, приобрел огромное теоретико-методологическое значение для самых различных течений современной психотерапии, психологического консультирования и психологии здоровья (health psychology). Огромная заслуга Адлера состоит в акцентировании рациональных, творческих и волевых компонентов психической деятельности, наряду с бессознательными и реактивными, что, в свою очередь, было востребовано в когнитивной, гуманистической и экзистенциальной психологии. Адлер стоял у истоков комплексных исследований механизмов целеполагания и ценностных ориентаций личности. Идеями Адлера вдохновлялись, создавая собственные концепции, Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Виктор Франкл, Ролло Мей, Альберт Эллис и др.

Список литературы

1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. – М., 1999.

2. Фрейд А. П

3. сихология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

4. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.: Институт практической психологии, 1995.

5. Немов Р. С. Психология. М.: Владос, 1999.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.

7. Ричард Осборн "Фрейд для начинающих" Минск: Поппури, 1998.

8. Стефан Цвейг "Врачевание и психика" СПб.: ТсОО Гамма, 1992.

9. Фрейд Зигмунд. Психология масс и анализ человеческого Я. СПб.: Питер, 2005


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: