Обобщение. 1. Характер не определяет всей полноты коммуникативных функций психики, а только стереотипы поведения

1. Характер не определяет всей полноты коммуникативных функций психики, а только стереотипы поведения, в которых существенным качеством являются особенности эмоционально-волевой сферы.

2. Черты характера выражают отношения человека, складывающиеся и преобразующиеся на всем его жизненном пути. В пренатальном периоде онтогенеза закладываются бессознательные отношения комфорта или дискомфорта существования и волевые предпосылки (стресстолерантность или нейротизм) как память и последствия для ребенка эмоциональных состояний беременной матери. Неудачные роды в перинатальном периоде привносят врожденный страх и органические повреждения головного мозга. В новорожденное™ и младенчестве начинают развиваться первичные черты характера на основе природного темперамента. Врожденный темперамент как база образования первичных черт характера включает в себя не только свойства центральной нервной системы, но и слой бессознательных отношений, глубинную нейромедиаторную память эмоциональных состояний пре- и перинатальных периодов развития. Начиная с года и до подросткового возраста наступает наиболее благоприятное время для воспитания человека, используя механизмы внушения, подражания, гибких звеньев обучаемости. Отношения и воля ребенка в этих возрастах подчинены его фантазиям, мечтам, чувствам. Далее, преодолев переломный подростковый период взросления, приходит время социально-психологической зрелости, развития массива третичных черт характера в трудовых и брачных коммуникациях, а также в саморазвитии. Отношения преимущественно подчинены сознанию, целеустремленной воле личности.

3. Структура характера — связи черт по механизмам координации (горизонтальные связи «и — и»), отбора (механизм образования психологического типа: «или — или»), субординации (механизм акцентуации типа: вертикальные иерархические связи подчинения черт доминирующей черте).

4. Черты характера в структуре психологического типа могут усиливать, дополнять и компенсировать друг друга.

5. Психологический тип совмещает в себе когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции в их тесном взаимодействии взаимонаправленности, но под доминантой, управлением одной из систем (интеллект или характер). Управляющая система берет на себя регулятивную функцию, подключает к выполнению функциональной задачи подчиненную систему.

6. Когнитивный тип образуется благодаря доминированию в нем системы интеллекта, подчиняющей себе структуру характера. В результате на первый план выходят проблемы предметной деятельности, профессиональные интересы, прямая связь с которыми отмечена в психологических типах по Кейрси. Коммуникативный тип образуется благодаря доминированию в нем системы характера, подчиняющего себе структуру интеллекта. В результате на первый план выходят проблемы общения и волевой организации поведения.

7. Если не происходит тотальный захват когнитивным или коммуникативным типом регулятивной сферы человека, то он, решая проблемы общения или предметной деятельности, переключается с одной структуры на другую (с когнитивной на коммуникативную - и обратно).

8. Психологический тип — феномен ядра, центра интеграции наиболее тесно связанных между собой психологических свойств. На периферии этой структуры субординационная связь психологических свойств с ядром ослабевает. Перестает работать и механизм отбора ядром дихотомических предпочтений «или — или».

Силы притяжения к ядру и отталкивания от него психических свойств вызваны доминантой потребности распространения возбуждения на те нейроны, которые управляют структурами, необходимыми для выполнения функциональной задачи, и торможением нейронов, управляющих структурами, конкурентными или нейтральными в данных обстоятельствах.

9. В качестве гипотезы предположим, что на периферии психологического типа возможно возрастание координационных связей «и — и» с образованием недифференцированных по субординации ансамблей — заготовок, потенциалов других типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: