Характер. Насколько справедливо утверждение о том, что «характер -судьба человека»?

Насколько справедливо утверждение о том, что «характер -судьба человека»? Дословный перевод этого слова с греческого — «печать», которая, словно поставленное на лбу клеймо, метит жизненный путь человека.

Характер — система психических качеств, образуемых на онтогенетической основе складывающихся в общении отношений человека к себе и социально-культурной среде, которые находят выражение в эмоциональных реакциях, состояниях, индивидуальных способах волевой саморегуляции и стереотипах поведения.

Отношения преобразуются в установки их однообразного претворения в общении, составляя реактивный, уже не контролируемый человеком слой коммуникативных качеств характера.

Кроме привычек характера, структуру коммуникативных функций, выполняющих задачи адекватного общения, опосредуют особенности мотивации и интеллекта, вносящие либо ситуативно-актуальную, либо заранее продуманную целесообразность уже не реактивного, не стереотипного поведения.

В межперсональных отношениях различают мотивационный, эмоциональный, когнитивный компоненты и собственно поведенческий, который их выражает (В.Н. Мясищев). В зависимости от того, какое из системных образований психики (характер, интеллект или мотивация) становится доминирующим, можно говорить о поведении, обусловленном стереотипами характера, особенностями интеллекта или фактором мотивации.

Наконец, сами отношения складываются преимущественно на врожденной основе или изменяются в результате социальных условий образа жизни, влияния других людей или значимых событий. В этой связи волевая регуляция потребностей, эмоций, составляющая суть формирования зрелого характера, может, например, зависеть как от природного темперамента, так и сознательного тренинга волевых способностей.

Психическое развитие человека происходит в определенных средах:

— Собственная (биологическая) среда созревания структур организма (задатков индивида). Подчинена психогенетическим, психофизиологическим, психосоматическим, нейропсихологическим, психобиохимическим закономерностям.

— Внешняя среда развития личности — природно-геологическая (биосфера, ландшафт), социальная (политика, экономика, межперсональные отношения), культурная (ноосфера), космическая. Подчинена природно-эволюционным, социально-революционным, историческим и кармическим закономерностям.

— Внутренняя (собственно психологическая) среда развития индивидуальности (отношения между сознательными и бессознательными процессами, между системами интеллекта, мотивации, характера, образующие механизмы психического развития).

Взаимодействие сред в норме психического развития выражается в трансформации биологических задатков в психические способности, происходящей во внешней среде в процессе адаптации к ней за счет гибких звеньев (аккомодация, обучение) и жестких (ассимиляция, изменение внешней среды благодаря развитым способностям).

Рассмотрим становление характера в онтогенезе.

Первый этап закладки характера — эмоциональный.

Генетическая программа бессознательной психики индивида изначально включает в себя сенсомоторные реакции на раздражители внутренней среды (ощущения, связанные с потребностями организма, которые запускают вегетативные реакции гладкой мускулатуры внутренних органов, инстинкты поискового поведения) и на раздражители среды внешней (например, оборонительный рефлекс, рефлекс свободы).

В материнской утробе плод реагирует на внешние раздражители (толчки, звуки) опосредованно через толщу матки и околоплодные воды, а на внутренние — через психофизиологическое состояние матери и связанный с ним биохимический состав ее крови.

Эмоции, которые испытывает мать, сопровождаются выделением в кровь специфических для страха, гнева и удовольствия биологически активных молекул. Плод, кровеносная система которого сообщается с материнской через плаценту, получает те же эмоциональные ощущения, что и мама. Кроме того, эмоциональный комплекс бессознательной психики изначально, генетически оснащен нейронными центрами, программами агрессии, гнева и наслаждения, удовольствия, а во время рождения ребенок получает первый непосредственный опыт боли и страха.

Пренатальный и перинатальный опыт стресса, положительных и отрицательных эмоций, вкупе с особенностями наследственности, определяют установки слабой беззащитной позиции индивида (страх), сильной агрессивной позиции отпора и нападения (гнев) и позиции психофизиологического комфорта (удовольствие) — почву коммуникативных качеств стресстолерантнос-ти и эмоциональности темперамента индивида.

В отечественной психофизиологии и психологии темперамент понимается как врожденная система психических свойств, тесно связанных с конституцией нервной системы (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, B.C. Мерлин). Как относительно самостоятельная биопсихологическая категория индивида она не зависит от вида деятельности и ее мотивации. Свойства темперамента (мера потребности в интенсивной и разнообразной деятельности, скорость сенсомоторных реакций, эмоциональность, направленность активности, обусловленная индивидными порогами ощущений) детерминируют особенности динамики психических процессов. Таким образом, речь идет о врожденном уровне энергетики организма и механизмах ее регуляции, определяющих природу темперамента.

Мощным дополнительным источником энергии процесса возбуждения и специфическим регулятором активности являются эмоции. Эмоциональные отношения закладываются бессознательно в периоды вынашивания плода, в родах, в младенчестве. И этот начальный онтогенетический пласт психики - самый мощный, определяющий на многие годы вперед процесс формирования характера. Видимо и поэтому, а не только в результате действия генетических программ, разлученные однояйцовые близнецы, воспитанные в разных социальных средах, во многом совпадают характерологическими свойствами (Бошард Т., Ликкен Д., 1990).

Второй этап — развитие на основе темперамента, а также социальной средой ухода за младенцем первичных черт характера (индивидуация врожденных задатков).

Согласно Г. Олпорту, черта характера определяет однообразное поведение в ответ на разные ситуации. Стереотипы поведения нарабатываются в связи с установками отношений. Установки отношений формируются как на бессознательном уровне, так и сознательно. Тот или иной уровень реализуется в зависимости от мотивации, внешних условий, психического состояния, объекта коммуникации. В этой связи могут иметь место: бессознательная эмоциональная реакция темперамента на ситуацию или интеллектуальная адаптация к ней и волевой способ преодоления фрустрации. Таким образом, чем больше черт в структуре характера, тем он более адаптивен, гармонично развит, и напротив, чем меньше способов приспособления к разнообразным ситуациям, тем меньше развито в характере черт, тем более он акцентуирован в неадекватном использовании одних и тех же способов поведения.

Ряд свойств нервной системы индивида прямым образом влияет на динамику психических процессов (темперамент). Например, активационная способность ретикулярной формации головного мозга — на активность, работоспособность, а инертность или подвижность нервных процессов — на ригидность или пластичность процессов психических. В свою очередь, первичные черты характера формируются в неразрывной связи с темпераментом.

Так, в периоды новорожденности и младенчества активность темперамента ребенка способствует преодолению трудностей доступа к соску из неудобной позы, его удержания (при небрежном, невнимательном кормлении грудью), формированию чувства уверенности, мотивации достижения и стереотипа преодоления препятствий двигательно-поисковым способом. Образуется первичная установочная бессознательная волевая черта, включенная в темперамент активности, оформляющая опытом операции инстинктивно-рефлекторную сенсомоторную реакцию.

Стресстолерантность в комплексе с активностью и эмоциональностью бесстрашия подготавливают базу адаптации развитием таких волевых черт характера, как инициативность, решительность, смелость.

Эмоциональность, так же, как и активность, считается качеством темперамента. Потребность продлить эмоциональное состояние, повторить его формирует черты азартности, стрессофилии — темперамента-характера любителей острых ощущений.

Биологические врожденные поломки механизмов регуляции эмоций резко ограничивают возможность гармонического развития свойств темперамента, формируют в его тесном русле характер весьма избирательных отношений и маловариативных способов адаптивного поведения. Известны акцентуированные темпераменты-характеры (К. Леонгард): настроения — гипертимический (повышенный уровень активности и настроения), дистимический (пониженный уровень активности и настроения), аффективно-лабильный (маятник активности и настроения); постепенного накопления эмоциональной напряженности и ее взрывной (эксплозивной) разрядки — возбудимый (аффект гнева); стремительных взлетов и падений настроения — экзальтированный (аффекты восторга и разочарования); длительной отрицательно эмоциональной напряженности — застревающий и другие.

Активность темперамента может изначально направляться вовне, организуя сенсомоторику как экстравертированное поведение, или получать интровертированное свойство внутренней активности (рефлексии). Изначально направленность психической активности задает эмбриональная биохимическая память психофизиологических состояний, положительного или отрицательного отношения к внешней среде обитания, бессознательной установки на контакт или изоляцию от нее. В «госпитальном» младенчестве, лишенном материнской заботы, плач, вегетативная буря, ощущение дискомфорта, общее мышечное напряжение (компоненты отрицательно эмоционального состояния) сосредоточивают активность на организме, интровертируют ее. Напротив, получение удовольствия от тактильной общности с матерью — ведущая потребность социальной ситуации адаптации младенца, развития первичной коммуникативной черты экстравертированного характера, включающего в себя свойства доверчивости, общительности, открытости внешнему миру.

В младенчестве начинается социализация двигательного компонента эмоций имитацией эмоционально-выразительных движений лица взрослых, интонаций их голоса. Происходит собирание эмоциональных коммуникативных знаков в «комплекс оживления». Упущенный сенситивный период развития эмоциональных способов общения (если нет врожденного аутизма), дефицит эмоционального компонента адекватных отношений и приемов их выражения — стартовая позиция шизоидного характера, из которого изъят компонент эмпатии, сопереживания.

На третьем этапе происходит формирование средой воспитания вторичных черт характера.

Вне связки с темпераментом, вследствие происходящей анатомо-функциональной асимметрии головного мозга младенца, выделения послушного речи, командам родителей левого полушария, подготавливается почва конформного характера. Овладение ребенком в конце младенчества навыками ходьбы, расширение двигательной воли, напротив, создает тенденцию формирования эгоцентрических черт управления родителями.

К концу первого года жизни ребенок на собственных ногах выходит из манежа в многообразный предметный мир домашнего пространства и уличного дворика. Начинается раннее детство. Предыдущая стадия потребностной психической реактивности организма, на сигналы которой реагировали родители, переходит в стадию мотивационной психической активности. Во-первых, ребенок теперь может сам выбирать в доступном предметном мире то, что его привлекает (ситуативные мотивы-стимулы). Во-вторых, помимо того, что его теперь обучают навыкам самообслуживания, родители строго предупреждают, какими предметами ему нельзя пользоваться (знаемые мотивы поощрения и наказания).

В этом возрастном периоде развития, в связи с овладением предметной деятельностью, ее задачи и механизмы начинают расходиться с коммуникативными задачами и механизмами поведения. В предметной деятельности развивается интеллект наглядно-действенного мышления. В поведении воля подчиняет себе, включает в себя ранее безграничную власть эмоций.

Самоконтроль, саморегуляция отправлений организма (навыки личной гигиены); негативизм, упрямство, сопротивление требованиям родителей - первые волевые черты характера индивидуальности, не зависимые от темперамента индивида.

В дошкольном возрасте в подражании, в знаемых мотивах формируются вторичные характерологические черты морали и эти-

кета нормативного поведения, лидерские качества экстраверти-рованной воли управления сверстниками. Происходит примерка на себя личин взрослых людей, имитация социальных функций и статусных отношений в ролевых играх, интериоризация поведения сказочных персонажей, наставлений родителей «что такое хорошо и что такое плохо». Робкие, боязливые дети предпочитают общаться в виртуальном компьютерном мире, еще более усугубляя интровертированное свойство своего характера.

В младшем школьном возрасте вторичные черты характера обогащаются прилежанием, ответственностью, с одной стороны, и лицемерием, с другой, благодаря доминированию в регулятивной сфере психики механизма социальных оценок, оправдания ожиданий (экспектаций), внешнего локуса контроля поведения.

На этом заканчивается благоприятный для воспитания период социальной адаптации ребенка. Упущенный сенситивный период социальной ситуации формирования вторичных адаптивных черт характера заполняет пустоты несформированной личности безволием, безответственностью, аморальностью поведения.

Четвертый этап: развитие третичных черт характера в фокусе интернального локуса контроля {индивидуализации), самостоятельности, взятия ответственности за последствия своего поведения на себя (самовоспитание воли, брачные и трудовые ролевые коммуникации личности).

В возрасте половой зрелости подросток сравнивает себя с кумирами взрослого мира. Идеальный образ Я перемещается из внешнего во внутренний локус самооценки, ответственности за воплощение желательного имиджа в реальном. Мотивации поведения тем самым преобразуются из формальных (знаемые мотивы) в субъективно значимые, насыщенные переживанием, ценностями Я-бытия, наделяющие поступки собственным смыслом.

Коммуникации пропитываются духом соревнования, наполняются агрессией конфликтов, конфронтации. В характере развиваются черты экстравертированной воли преодоления внешних барьеров.

Дефицит возможностей и способностей при возросшей эффективности нереализованных желаний направляет усилие на компенсацию собственных недостатков, самовоспитание, развитие воли преодоления своих слабостей. Согласно девизу позитивной психотерапии Милтона Эриксона, в каждом минусе можно найти свой плюс. Такого рода интровертированную волю компенсации питают бьющие во внутреннем мире психики ключи переживаний.

Пережить трудную ситуацию адаптации значит преодолеть ее внутренней психической работой. Еще в дошкольном возрасте в связи с появлением образного мышления стартует способность к рефлексии, воспроизведению событий, жизненных ситуаций прошедшего времени по памяти, их волнующему неоднократному просмотру и произвольной реконструкции на внутреннем экране, а также к воображению предстоящих сцен жизни в будущем или к вневременным фантазиям. Однако до подросткового возраста всю борьбу со стрессами берет на себя бессознательный механизм психологической защиты от эмоционального напряжения. Только с появлением смыслообразующей мотивации ее фрустрация переживается, даже продлевается как необходимое для адаптации состояние страдания. Теперь ведущими осознанными эмоциональными переживаниями становятся чувства.

Чувства — сочетание актуальной потребности, установочных отношений, сценарных образов событий, ощущаемых заново (или предвкушаемых), эмоций радости, страха или гнева, их оттенков (от удовольствия до экстаза, от беспокойства до ужаса, от раздражения до ярости). В чувстве остается неизменной основой установочное отношение, все остальные слагаемые ситуативно изменчивы. Например, чувства тщеславия (установка на восхваление), гордости (установка на самоуважение) запускаются по актуальной потребности, наполняются событийными сюжетными образами, ощущаются как положительные или отрицательные эмоции в зависимости от поощрения установочной потребности или ее фрустрации.

Следует обратить внимание на то, что автор понимает «рефлексию» в широком значении этого слова как отражение отраженного. В этой связи можно выделить рефлексию эмоций (отражение ощущений в положительном или отрицательном отношении к ним), рефлексию чувств (отражение эмоций в сюжетных образах), рефлексию мыслей (отражение образов в знаках).

Воля подростка начинает регулировать отношения и интегрировать в себе коммуникативные качества третичного характера индивидуальности.

Воля — качество произвольности, самоконтроля и саморегуляции, управления автоматизмами внутренней среды и реактивными эмоциональными состояниями, преобразования поведения, характера, мотивации, деятельности (интровертированная воля), прирастающее по мере превращения бессознательных психических процессов в осознанные. А также качество преодоления внешних препятствий на пути реализации потребностей, мотивов, целей (экстравертированная воля).

В онтогенезе первично развивается экстравертированная воля темперамента (активности), зависящая от энергетики (силы) потребности. К ней присоединяется бессознательная реактивная воля охраны границ «Я-сам» (образовавшейся индивидуальности) от посягательств социума.

Бессознательная интровертированная воля берет начало в структуре Сверх-Я (во внешнем локусе контроля, мотивации порицания и похвалы, наказания и награды) в связи с развитием навыков личной гигиены ребенка, благодаря произвольной регуляции сфинктеров мочевого пузыря и кишечника. В подростковом возрасте интровертированная воля направляется на компенсацию недостатков (комплекса неполноценности) внешности, характера (преодоление лени, трусости, робости и т.д.). Это осознанный, целенаправленный тренинг (регулируемый внутренним локусом контроля самопоощрения и самонаказания), процесс самодостраивания личности, переконструирования характера. Самосовершенствование побуждается самосознанием неприятия реального образа Я (в сравнении с идеальным), переживаниями несовершенства, которые силой своих чувств питают энергию мотивации достижений.

В дальнейшем качество произвольности воли будет прирастать самоактуализацией, преодолением «слепой» бессознательной эффективности желаний, страхов, сомнений, стереотипов, внушений благодаря знаниям, следованию объективным закономерностям, вскрытым логическим, абстрактным мышлением (а также благодаря нравственным убеждениям и творчеству).

В юношеском возрасте сверхсознание наполняется духовными идеалами дружбы и любви, определяющими коммуникативные черты третичного характера интимного общения.

В подростковой и юношеской психике (с появлением смыслообразующих мотивов) завершается становление мотивационной сферы. От мечты и фантазии человек переходит к реализации мотивов в самостоятельной учебно-профессиональной и трудовой деятельности, к стадии доминирования целевой психической активности.

Молодость и зрелость насыщают характер третичными чертами профессионально значимых качеств, знаниями и навыками группового взаимодействия, социально-ролевой компетенцией брачных и родительских коммуникаций (сплоченность, совместимость, компромисс, альтруизм и др.). Интеллект на стадии целевой психической активности контролирует коммуникативные черты третичного характера, предупреждая неадаптивные аффективные вспышки, отвергая объективно неисполнимые желания. Субъективную значимость аффекта поведения интеллект регулирует объективным значением условий достижения цели.

Помимо интеллектуализации характера возможна другая линия развития третичных черт — духовная. Она связана с персонификацией (экологизацией) зрелой личности, ограниченной ранее узко прагматическими социальными ценностями (богатство, слава, власть), с самоактуализацией не реализованных духовных (эстетических, гностических, альтруистических) задатков индивидуальности.

Пятый этап: ревизионный характер. Опыт непоправимых ошибок, невозможность продолжать профессиональную деятельность, невозвратимые потери близких, хронические обессиливающие болезни, возвращение в старости к возрасту состояния беспомощности и полной зависимости от других, подготовка к смерти побуждают человека к пересмотру прежних установок, отношений, к перестройке характера.

На протяжении всей жизни онтогенетические пласты адаптивных черт характера не исчезают, погребенные новообразованиями. С одной стороны, они вступают в системное взаимодействие (по принципу структурного единства, функциональной иерархии и координации), образуют «плеяды» разноуровневых свойств (Б.Г. Ананьев), интегрируются в целостной индивидуальности (B.C. Мерлин).

С другой, динамической стороны, подобно землетрясению, экстремальные ситуации резко меняют отношение к жизни и, вслед за этим, характер человека. Или, если они случаются в дебюте формирования характера, навсегда определяют аффективное отношение к бытию. С психофизического состояния начинается формирование адаптивной черты характера, им же механизм адаптации, изменения структуры характера запускается вновь и вновь.

Характер — реактивное структурное образование психики. Составляющие его черты проявляют себя в стереотипах поведения. Стереотип представляет собой ригидное единство установки (отношения) и способа ее реализации.

Труднее всего изменять привычные реакции поведения (как известно, двигательная память самая прочная), особенно людям с аффективной психикой (эмоциональная память на втором месте по устойчивости после двигательной).

Аффективность — следствие стрессового психофизического состояния временной дезадаптации, субъективной значимости ситуации для удовлетворения актуальной потребности в отсутствии знаний, умений и навыков адекватного поведения.

Преобладание когнитивного компонента отношений позволяет программировать поведение, оперативно исправлять ошибки. Познавательные способности объективируют ситуацию, направляют поведение на решение задачи с учетом конкретных условий.

Изменить черту характера означает, прежде всего, изменить отношение к себе, окружающим людям. Отношения меняются в связи с переменой образа жизни, эмоциональными потрясениями или получением знания, побуждающего к переосмысливанию прежних представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: