Спектр сознания» К.Уилбера

Кен Уилбер, также один из основателей и теоретиков трансперсональной психологии, разработал собственную картографию, которую он описывает на основе пяти основных уровней, выделяемых в спектре сознания.

Нужно сказать, что с «Проекта Атман» этого автора началось объединение Запада и Востока. Он смотрит на мир, как на огромную систему, которая может выражаться пятикомпонентной иерархией «материя-тело-разум-душа-дух», причём подходил он к ней в соответствии с холистическим принципом Вечной философии, где холон – это определённая система, которая может выступать «целым в одном контексте, является частью боле обширного целого в другом»[48].

На основе книги В.В. Козлова «Психотехнологии изменённых состояний сознания» мы приводим картографию К. Уилбера:

1).Уровень ума. В вечной философии центральным является представление о том, что “сокровенная” часть сознания идентична абсолютной и предельной реальности универсума, известного под именем Брахмана, Дао, Дхармакайя, Аллаха, Бога и т.д. Ум является всем тем, что есть, потому что он выходит за пределы пространства – времени, поэтому он вечен, поэтому он не знает границ. Ум – это бескрайность, которую дарует стирание всяческих пределов. На этом уровне человек отождествляет себя с универсумом, но осознавая себя не просто “разлитым” во всём, а переживая, что сам он и есть Всё. Согласно вечной философии именно этот уровень и является единственно реальным уровнем сознания. Все остальные оказываются иллюзорными.

2).Трансперсональные полосы. Это сверхиндивидуальная область спектра. На этом уровне человек уже выходит за пределы привычных границ, индивидуального организма, но он ещё не осознаёт идентичности со Вселенной. Это уровень отрыва от привычных пут, но в их уничтожении ещё нет спасения, которое даёт уровень Ума. Здесь есть только шаг в безвестное с надеждой и уверенностью в собственной правоте. Для этого шага необходимо большое мужество, подвижничество.

3).Экзистенциональный уровень. На этом уровне человек идентифицируется только со своим психофизическим организмом, существующим во времени и в пространстве. Здесь человек впервые осознаёт свою оторванность от окружающего мира, границы, которые разъединяют его личность от других организмов и окружающей среды.

4).Уровень Эго. Здесь человек не идентифицирует себя с психофизическим организмом в целом, а скорее всего с отдельными ментальными представлениями или картиной всего мира. Он идентифицируется с Эго – своим образом.

5).Уровень тени. Он описывает человека, который отчуждает от себя отдельные аспекты психики, что сужает сферу идентификации до части Эго, т.е. человек идентифицирует себя с обеднёнными и неверным образом самого себя.

Можно провести параллели, между картографиями Ч. Тарта и К. Уилбера. Так, уровень тени и уровень эго второго описаны уровнем согласованного транса и состояний тождественности первого. Экзистенциальный уровень похож на подлинное самосознание Ч. Тарта, а его уровень объективного сознания, на наш взгляд, частично существует на втором и третьем уровне спектра сознания.

Если говорить о соотношении картографии К. Уилбера и С. Грофа, то можно сказать, что биографическая область охватывает 3-5 уровни К. Уилбера. Феномены трансперсональной полосы могут частично соответствовать перинатальным переживаниям, а трансперсональная область С. Грофа «вбирает» в себя уровень Ума спектра сознания.

картография состояние сознание



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: