Классицизм, специфика мышления

В это время (конец 17в.) возникает клас-зм, опирающийся на общ-во, в кот. произошла консолид-ия сил под един-ой властью монарха. Клас-зм возник во Франции. Абс-я монархия играла двойств-ю роль: 1) полож-ое: покончила с междоусобицами, объед-а нацию в единое целое, определила цевилизацион-й центр; 2) отриц-е: являлась тормозом прогресса, т.к. допускала движение сверху вниз и творческие силы должны были подчин-ся этому принципу.

Были введены худож-ые академии, как средство проведения абсолютной идеологии. А также они требовали придержив-ся единых форм. Они боролись за соблюдение чистоты форм и идей.

Клас-зм счит-ся безжизненным, отриц-но относ-сь к формированию фольклорного творчества, творч-ву др-их народов, но актуализ-ли античные образы. Клас-зм должен был воспит-ть в соответств-ем идеологич-ом направлении, оно не обязат-но должно нравиться, но должно научать в соответствующем моральном духе. Основную роль играли следующ-е понятия: замысе, пропорция, цвет, выразительность, композиция. Замысел-благородный: образы должны выражать общие идеи, т.е. это ис-во рацион-ое, преобладает всё логическое. Самым высоким счит-ся исторический жанр (мифология, знаменитая лит-ра, библия – всё это использов-сь для сюжетов). Самыми низкими счит-сь: натюрморт, портрет, пейзаж. Выразительность - ис-во отражает только высокое, совершенное в природе, всё низкое (болота, фермы) отвергалось; всё по правилам, т.е. система поз, положений, движений, кот-я должна строго соответ-ть определённому душевному состоянию. Тела должны быть строго пропорцион-ы и подчин-ся греческому канону. Композиция – группировка фигур, движения должны были выражать логические части замысла. Случайные, своеобразные черты реальной жизни рассматрив-сь как пустые подробности, отвлекающие от главной мысли и идеи.

Проблема соотнош-я личности и общества, разума и чувства, счастья и долга.

Монарх играл положит-ю роль. Т.к. усилилась роль городской прослойки- экономич-й буржуазии, то она страмилась к власти, но общ-во оставалось феод-ым, была сольная аристократия. Поэтому королевская власть играла роль балланса, она уровновеш-ла противополож-е представ-я буржуазии и аристок-и. Однако личеость, свобода однозначно подавлялись, т.е. приносились в жертву долгу, идее, а следов-но центральной власти. Даже сама жизнь чел-ка была менее ценна, чем исполнение долга. Такое мировоспр-е проявилось и в ис-ве.

Основные черты клас-зма: 1) рацон-зм: культ разума, простоты, очевидности; 2) нормативизм: в отличии от бар-о и возражд-я, клас-зм показ-ет односторонние образы, в них доминирует одна страсть, одно кач-во, один хар-ер, кот-й обстрагируется от целостности личности. (Героич-й хар-ер - аристократия, скупость - буржуазия, ханжество - монахи, плутовство- слуги.); 3) внеисторичность: проблемы своего времени рещ-сь на античном, римском материале.

В клас-зме преобладали неорганич-е, кристал-е формы, доминир-ла пропорц-ть, мера, гармония, равновесие. Стиль клас-зма тяготеет к: 1) завершённым формам (противопол-ть бар-о); 2) монумент-ти, пампезн-ти, подвлению чел-ка; 3) ясности, простоте, благородству; 4) уравновеш-сти композиций; 5) схематизму, формализации.

Клас-зм прояв-ся наиб-е ярко в архитектуре (садово-парковые ансамбли): Лувр, Версаль, Питергоф. На смену деорат-ти, изломанным линиям приходят прямые, чёткие линии, строгость, простота форм. Актуализ-сь открытие греческих храмов.

Архитекторы: Захаров- Адмиралтейство, Воронихин- Казанский собор. Лит-ра: Фонвизин, Державин, Мольер, Росини. Живопись: Белотто, Ватто, Буше, Пуссен.

Клас-зм воспроизводит современную ему общественную жизнь, как универсальную, нормативно расчленяя её на отдельные хар-ры и подчиняя их законам разума при использовании универсальных, античных форм худож-ой образности. Выдиляли главное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: