Таким образом, реальные особенности русского быта и языка XVI столетия, замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (нестяжательство), живущее по православным нравственным нормам были отражены в «Домострое», значение которого заключается в том, что он рисует нам жизнь зажиточного человека XVI в. – горожанина, купца или приказного человека.
«Домострой» даёт классическую средневековую трёхчленную пирамидальную структуру: чем ниже на иерархической лестнице стоит существо, тем меньше его ответственность, но также и свобода. Чем выше – тем больше власть, но и ответственность перед Богом. В модели «Домостроя» царь отвечает за свою страну разом, а хозяин дома, глава семьи – за всех домочадцев и их грехи; почему и появляется нужда в тотальном вертикальном контроле за их действиями. Вышестоящий при этом имеет право карать нижестоящего за нарушение порядка или нелояльность к его власти.
В «Домострое» проводиться идея практической духовности, в чём и состоит особенность развития духовности в Древней Руси. Духовность – не рассуждения о душе, а практические дела по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и, прежде всего идеала праведного труда.
|
|
В «Домострое» дан портрет русского мужчины того времени. Это добытчик и кормилец, примерный семьянин (разводов не было в принципе). Каков бы не был его социальный статус, на первом месте для него – семья. Он защитник своей жены, детей и своего добра. И, наконец, это человек чести, с глубоким чувством собственного достоинства, чуждый лжи и притворства. Правда, рекомендации «Домостроя» позволяли использовать силу по отношению к жене, детям, слугам; да и статус последних был незавидным, бесправным. Главным в семье был мужчина – хозяин, муж, отец.
Итак, «Домострой» есть попытка создания грандиозного религиозно - нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности.
Уникальность «Домостроя» в русской культуре, прежде всего, в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985
2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. поэзия. – М.: Наука, 1996
3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. – С. 161-172
4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей. – М.: Просвещение, 1998
|
|
5. Личман Б.В. История России. – М.: Прогресс, 2005
6. Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. – М.: Просвещение, 1992
7. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.). – М.: Просвещение, 1997
8. Терещенко А. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997
[1] Орлов А.С. Древняя русская литература 11-16 веков. - М.: Просвещение, 1992.-С. 116
[2] Личман Б.В. История России.-М.:Прогресс, 2005.-С.167
[3] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. лит., 1985.-С.89
[4] Там же. – С. 91
[5] Там же. – С. 94
[6] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 90
[7] Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало ХIХ в.) – М.: Просвящение, 1997.-С. 44
[8] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 94
[9] Там же. – С. 99
[10] Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, №3. –С.162
[11] Трещенко А. Быт русского народа.- М.: Наука, 1997. – С. 128
[12] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985.
[13] Там же. – С. 93
[14] Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худож. Лит., 1985. – С. 102