В результате изучения дисциплины специалист должен:
- понимать и уметь объяснить феномен культуры и его составляющие;
- иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи культурной информации, базисных ценностях культуры;
- знать формы и типы культуры в их системных взаимосвязях;
- знать основные культурно-исторические центры и регионы мира;
- понимать проблемы современного состояния мировой культуры;
- знать и уметь объяснять особенности культуры России, ее место в мировой культуре прошлого и настоящего;
- уметь оценивать конкретные факты культуры в широком социокультурном контексте;
- быть готовым к диалогу как к способу отношения к разным типам культуры;
- приобрести навыки преподавания конкретной дисциплины в школе на прочной культурологической базе.
Трудоемкость дисциплины "культурология" определяется Государственным образовательным стандартом ВПО:
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная; элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы по специальностям: 050703 "Дошкольная педагогика и психология", 050717 "Специальная дошкольная педагогика и психология", 050715 "Логопедия".
Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная
№№ семестров 2 1
Аудиторные занятия:
лекции 18 12
Самостоятельная работа 26 32
Всего часов на
дисциплину 44 44
Текущий контроль реферат, реферат
опрос, контр. раб.
Промежуточный контроль зачет- 2 зачет - 1
3.2.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная
Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самост.
лекции семинары работа
Раздел 1. Предмет
культурологии.
1. Культурология в системе
Знания и образования 3 1 2
2. Культура как предмет
саморефлексии в истории
культуры. 4 2 2
Раздел 2. Онтология
культуры.
3.Человек. Природа. Культура. 4 2 2
4.Культура как коммуникативно-
информационная система. 4 2 2
5. Динамика культуры. 4 2 2
6. Субъекты культуры. 2 2
Раздел 3. Типология и история
культуры.
7. Типология культуры. 4 2 2
8. Зарождение культуры. 4 2 2
9.Формирование и развитие
европейского культурно-
цивилизационного типа. 4 2 2
10. Формирование и развитие
православного культурно-
цивилизационного типа и
культура России. 4 2 2
11. Формирование и развитие
индийского культурно-
цивилизационного
типа. 2 2
12.Формирование и развитие
дальневосточного культурно-
цивилизационного
типа. 2 2
13. Формирование и развитие
исламского культурно-
цивилизационного
типа. 2 2
14. Современный культурно-
цивилизационный процесс.
Проблема глобализации. 3 1 2
ИТОГО: 44 18 26
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самост.
лекции семинары работа
Раздел 1. Предмет культурологии.
1. Культурология в системе
знания и образования. 3 1 2
2. Культура как предмет
саморефлексии в
истории культуры. 2 2
Раздел 2. Онтология культуры.
3. Человек. Природа. Культура. 4 2 2
4. Культура как информационно-
коммуникативная система. 3 1 2
5. Динамика культуры. 4 2 2
6. Субъекты культуры. 3 1 2
Раздел 3. Типология и история
культуры.
7. Типология культуры. 3 1 2
8. Зарождение культуры. 3 1 2
9. Формирование и развитие
европейского культурно-
цивилизационного типа. 5 1 4
10. Формирование и развитие
православного культурно-
цивилизационного типа и
культура России. 5 1 4
11. Формирование и развитие
индийского культурно-
цивилизационного
типа. 2 2
12. Формирование и развитие
дальневосточного культурно-
цивилизационного
типа. 2 2
13. Формирование и развитие
исламского культурно-
цивилизационного
типа. 2 2
14. Современный культурно-
цивилизационный процесс.
Проблема глобализации. 3 1 2
ИТОГО: 44 12 32