II. Развитие бихевиоризма. Необихевиористы: Э. Толмен, Б. Скиннер, К. Халл

Бихевиоризм. Экспериментальная психология на пути к единству

Лекция 5

I. Основание бихевиоризма

В начале 20 века в психологии произошла революция. Её началом считают опубликование статьи Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма» (1913).

Бихевиоризм изменил представления о психологии, т.к. дал новое понятие об её объекте.

К этому времени были выполнены ключевые исследования Фехнером, (физическое воздействие – ощущение), Вундтом (время реакции), Эббингаузом (запоминание бессмысленных слогов) и т. д. – во всех случаях изучали поведение.

И.П. Павлов также изучал законы поведения, не прибегая к психологическим понятиям, создал метод УР.

Опытом предшественников плодотворно воспользовался Джон Уотсон (1878 – 1958), первоначально принадлежавший к Чикагской школе функционалистов (созданной Дьюи)

Дж. Уотсон в 1903 защитил диссертацию о психологическом созревании белых мышей (стал профессором зоопсихологии, т.к. не хотел экспериментировать с людьми). Изучал ощущения, которыми пользуется крыса, находя путь в лабиринте.

Описание всех закономерностей поведения производил, не прибегая к терминам сознания.

Для объяснения поведения предложил формулу:

S→R,

где: S – внешние и внутренние стимулы, R – реакция.

В 1921 году Дж. Уотсона выгнали из университета. Работал в торговле. Изучал поведение потребителей. Стал одним из основателей психологии рекламы

II. Развитие бихевиоризма. Необихевиористы: Э. Толмен, Б. Скиннер, К. Халл

Последователи Дж. Уотсона углубили исследования в области изучения поведения, но учитывали и достижения предшествующей психологии

В противовес «строгому» бихевиоризму Дж. Уотсона пришел к выводу: важнейшую роль в поведении играет его целенаправленность. Поведение построено не из единиц типа «стимул – реакция», а из целостных актов, которые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их отношений, построение и проверку гипoтeз и т. п.

Все эти внутренние моменты объединялись Толменом в понятие «промежуточные переменные», то есть факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией.

Изменил формулу:

S→I→R,

где – I – «промежуточные переменные» (потребности, опыт, наследственность и т.д.)

Толмен показал, что процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует («латентное научение»).Так у крысы просто при нахождении в лабиринте внутри мозга образуются «когнитивные карты»

Э. Толмен использовал крыс, как наиболее адекватный объект в психологии.

«Не люблю я их, у меня от них мурашки по коже»,1913 г.

«Крысы не напиваются в стельку накануне эксперимента. Они не истребляют друг друга в войнах и не изобретают для этого машин. Они избегают политики и статей по психологии. Это восхитительные, чистые и приятные существа»,1945 г.

Одним из последователей Уотсона является Беррес Скиннер (1904 – 1990). Основной труд "Поведение организмов", 1938

Считал, всякая связь между стимулом и реакцией есть рефлекс. Особое значение имеет оперантный рефлекс – действие произвольное и целенаправленное

Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» является сомнительным

Скиннер явился инициатором программированного обучения. Машина оценивает ответы учащегося на предлагаемый вопрос и немедленно производит оценивание.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться для модификации поведения человека

Одним из крупнейших представителей необихевиористов являлся Кларк Халл (1884 – 1952).

Халл считал, что законы поведения должны выражаться точным языком математики. «Принципы поведения» (1943).

Создал гипотетико-дедуктивный метод в психологии: это метод для установления постулатов, на основании которых можно дедуктивным путем выделить заключения, подлежащие экспериментальной проверке.

Для описания человеческой природы использовал исключительно механистическую терминологию. Человеческое поведение он рассматривал как автоматическое и полагал, что его можно свести к языку физики.

Ввел понятие драйва или первичной потребности в качестве источника мотиваций

Поведение является реакцией на различные драйвы и вознаграждается редукцией побуждающих стимулов. Голодный человек, движимый сильным драйвом голода, ищет способ, которым можно утолить голод. Если это ему удается, соответствующее поведение подкрепляется, и происходит инструментальное научение.

Предложил поведенческую константу – Уот (от Уотсона).

1 уот – это потенциал реакции 90-дневной крысы, которая нажимает на рычаг весом 10 г для получения 2.5 г сыра!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: