Понятие о функциональном стиле языка

В современном русском литературном языке существуют определенные сферы реализации языковых средств: лексических, фонетических, морфологических, синтаксических и т. д. Эти сферы традиционно отличаются друг от друга специфичным набором языковых единиц; их типовыми сочетаниями и комбинациями, характерным семантическим окружением (полем). В соответствии с различными сферами общения – деловой, научной, художественный, публицистический и бытовой – выделяются основные стили: официально-деловой, научный, художественный, публицистический и разговорно-бытовой, которые и являются основными объектами стилистики как науки о функциональных стилях языка. Таким образом, функциональный стиль – это прежде всего определенная зона (сфера) реализации языковых элементов.

Основным лексическим составом каждого функционального стиля (за исключением строгого научного, где доминируют книжные слова и выражения, в том числе специальные термины) является межстилевая общеупотребительная (т.е. не окрашенная стилистически) лексика. Что же позволяет нам безошибочно отличить один стиль от другого? Это одинаково стилистически маркированные слова, фразеологизмы, словообразовательные, грамматические средства, которые и составляют основу, ядро конкретного стиля. Опираясь на выше изложенные тезисы, попробуем дать другое определение понятию «функциональный стиль».

Функциональным стилем языка называется его особая подсистема, имеющая ограниченное, определяемое специальными задачами, употребление. Эта система обладает как специфическими языковыми средствами, так и нейтральными (межстилевыми).

Проблемы стиля решались и решаются исследователями по-разному. Дискуссионными остаются следующие вопросы:

1. Содержание понятия «функциональный стиль».

2. Принципы классификации.

3. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе стилей литературного языка.

М.В. Ломоносов в основу теории «3-х штилей» положил экспрессивно-жанровый принцип (низкий стиль – басня, анекдот; средний – лирика, проза; высокий – ода, трагедия).

Затем постепенно складывается функциональное разнообразие разных стилей речи. В основу классификации выдвигаются различные принципы. Для В.В. Виноградова, например, основой классификации стала функция языка, так как язык выполняет различные функции, из которых можно выделить три основные:

1) общения; 2) сообщения; 3) воздействия.

Для реализации этих функций исторически сложились и оформились разновидности языка, характеризуемые наличием особых лексико-грамматических средств. Поэтому, по мнению В.В. Виноградова, стиль – «общественно осознанная, функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».

Возникнув на внеязыковой основе и будучи тесно связанными со смысловой (логической) стороны высказывания, стили различаются внутриязыковыми принципами отбора, сочетания, организации языковых средств. Из сказанного следует еще одно определение: функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность языка, отличающаяся специфическим составом, характером объединения и закономерностями употребления речевых средств. Функциональная стилистика стремится изучить системные отношения, в которые вступают языковые средства при функционировании языка, в зависимости от типичных сфер общения. При этом учитывается выбор языковых единиц и их организация в речи.

Таким образом, в конечном счете функциональный стиль – своеобразный характер речи, той или иной ее разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности.

Стили языка представляют собой разновидности языковой системы и связаны с двумя основными жанрами речи:

1) Публичная или книжная речь.

2) Бытовая или разговорная речь (чаще всего воплощается в устной форме, в то время как книжные жанры – в письменной. Есть и произносительные отличия).

Стили публичной речи обслуживают разнообразные потребности, связанные с наукой, литературой, административно-хозяйственной деятельностью. Поэтому типичная ее форма – монолог, использование полных и разнотипных сложных предложений. Основной формой разговорной речи является диалог (характерны неполные предложения).

Для определения стиля публичной (книжной) речи выделяется ряд более частных стилей, характеризующихся своими особенностями в зависимости от стоящих перед ними задач:

1) Деловой (канцелярский).

2) Научный (для изложения сути научных фактов).

3) Публицистический (или общественно-политический) – осуществляет воздействие на сознание читателя.

4) Художественный (беллетристический), выполняющий эстетическую функцию.

На основе трех основных функций языка выделяют 5 стилей:

функция общения – разговорный стиль.

функция сообщения – деловой и научный;

функция воздействия – художественный и публицистический.

«Каждый стиль связан со своим типом работы сознания (познавательно-обобщающее, т.е. понятийно-логическое; изобразительно-выразительное – образное; информативно-эмоциональное и т.д.), со своим объектом познания (действительность, социальная структура, объект регулирования, среда общения, образное моделирование переживания действительности человеком)» (см. об этом: 23, с.115 – 117).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: