Стилистика

Предмет стилистики. Швейцарский ученый Шарль Балли: «Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или иного языка». Испанский ученый X. Касарес (в книге «Введение в современную лексикографию») видит задачи стилистики в анализе выразительных средств с целью выделения в них эмоциональных и оценочных элементов, содержащихся или возникающих в языковых единицах под воздействием контекста (например, зайчик как ласковое обращение матери к своему ребенку).

Иная точка зрения. Представитель Пражского лингвистического кружка академик Б. Гавранек: «Стилистика – это наука о стиле в языке». При этом «пражцы» одной из самых важных категорий стилистики признают функциональный стиль. Профессор Б.Н.Головин в «Основах культуры речи» утверждал: «Объект стилистики (лучше – стилелогии) – стили языка и стили речи, их общность и их различия».

Фундамент стилистики составляют, с одной стороны, языковые единицы, рассматриваемые с позиции использования в речевом общении. С другой стороны – функциональный подход, при котором:

- изучаются основные правила, закономерности использования языка для разнообразных целей (например, для научной статьи, рассказа, газетной хроники, личного письма другу и т.п.), в самых разных условиях речевого общения, во всевозможных контекстах и речевых ситуациях (например, выступление на митинге, научной конференции, домашняя беседа, радиопередача, ответ на уроке и т.п.);

- изучаются те выразительные возможности, которые выкристаллизовываются у языковых единиц в результате их разнопланового использования;

- выявляются сами цели такого использования языковых единиц;

- определяется внутренняя организация стилей литературного языка, т.е. совокупностей языковых единиц, которые объединены какой-либо общей задачей, целями речевого общения, например общественной потребностью в выражении и пропаганде политических идей (публицистический стиль), в передаче научно-технической информации (научный стиль).

Стилистика как раздел науки о языке изучает способы функционирования языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии: а) со сложившимися типическими контекстами и речевыми ситуациями их употребления, б) с расслоением литературного языка на функциональные варианты (стили), а также исследует систему стилей.

В стилистике логичнее говорить о функционировании языковых единиц, поскольку она изучает объективно протекающие процессы в речевой коммуникации, тенденции развития языка в процессе, в ходе его использования обществом. А об использовании языковых единиц целесообразнее говорить в учении о культуре речи как научной дисциплине, которая имеет педагогическую направленность, ставит своей целью соблюдение, сохранение, культивирование чистоты, богатства, красоты национального языка и воспитание у населения высокой речевой культуры.

В силу многослойности предмета, известной неоднородности в стилистике четко вычленяются четыре основных раздела: стилистика языковых единиц, функциональная стилистика, стилистика художественной речи и стилистика текста.

Стилистика языковых единиц изучает использование языковых средств в типических контекстах и речевых ситуациях. У функциональной стилистики предмет изучения – функциональные разновидности, или варианты (в том числе и стили), литературного языка. Для стилистики художественной речи главное – вопросы создания образной речи. Стилистика текста изучает вопросы организации языковых средств внутри текста в соответствии с его содержанием, целями создания и композицией.

Стилистика языковых единиц / стилистике ресурсов / практическая стилистика:

- изучает экспрессивные, выразительные возможности языковых единиц;

- устанавливает наиболее типичные контексты и речевые ситуации, в которых целесообразнее всего употреблять те или иные языковые единицы;

- выясняет оптимальные условия использования языковых средств, экспрессивный и смысловой потенциал языковых единиц, способов и приемов их применения.

В некоторых словах есть два ударения: м ы шление и мышл е ние, обесп е чение и обеспеч е ние. Это обусловлено динамикой орфоэпических норм: м ы шление, обесп е чение – традиционная норма, мышл е ние, обеспеч е ние – норма современная (впрочем, не отменяющая первую; различия в ударении объясняются изначальной принадлежностью первого варианта к книжной речи, а второго – к разговорной). Догов о р и д о говор, кварт а л и кв а ртал, звон и т и зв о нит, то нормативными являются первые члены этих пар, а вторые относятся к просторечию.

Для стилистики языковых единиц весьма существенна проблема выбора слова, синтаксической конструкции, формы для наиболее точной передачи мысли, меткой характеристики, оценки людей, событий, тонкой нюансировки деталей, оттенков какого-либо описания. «Как лучше сказать?»

На одно из первых мест в стилистике языковых единиц выходит проблема вариантности.

Нагляднее всего значимость параллельных способов выражения мысли выявляется на материале лексических синонимов. Например, слова разной экспрессивной окраски: палец и перст, вежды и веки, чашка и чаша, лицо и лик, будущий и грядущий.

Грамматическими вариантами обычно называют разновидности грамматической формы слова, которые при тождестве грамматического значения (или функции) различаются своим внешним видом (или, говоря строго научно, имеют разный звуковой состав, грамматические элементы слова). Например: секторысектора, чашка чая (чаю), дверьмидверями, уполномочиватьуполномочивать, плещуплескаю, кошка мяукает (мяучит) и т.п.

Грамматические синонимы предполагают разные формы или синтаксические сочетания, которые выражают или могут выражать одно и то же грамматическое значение, но с некоторыми оттенками. Например: именительный и творительный предикативный, т.е. в функции сказуемого (Мой отец был врачомбыл врач); окончания существительных при колебании грамматического рода: твердый согласный в мужском роде и форма на женского рода (рельсрельса, спазмспазма); сочетания типа брат с сестройбрат и сестра и т.п.

В круг проблем функциональной стилистики входит:

1. Исследование композиционно-речевой структуры функциональных вариантов литературного языка. На первый план выдвигаются три аспекта:

а) анализ состава тех языковых единиц, которые объединены в известную систему в каждом стиле, вообще в каждом функциональном варианте литературного языка; изучение механизма взаимодействия, взаимного сочетания, переплетения языковых единиц, выяснение приемов, способов их использования в текстах данного стиля. Иными словами, исследуется внутренняя организация языковых средств, образующих тот или иной стиль.

б) особенности композиции тех текстов, которые наиболее типичны для каждого из стилей, анализ того, как соотносится использование определенных языковых единиц, а также особые приемы их использования с известными элементами, частями или блоками композиции текстов;

в) роль внешних по отношению к языку обстоятельств и условий, от которых зависит внутренняя организация известных языковых единиц, способов их использования в рамках каждого стиля. Такие обстоятельства и условия ученые называют экстралингвистическими стилеобразующими факторами, выделяя среди них для того или иного стиля общий, или единый, конструктивный принцип.

2. Разработка общих принципов выделения стилей. В связи с этим встает проблема функционального стиля как основной, фундаментальной категории стилистики. В современной научной литературе нет общепринятого подхода к этому понятию. Тем более что наряду со стилями выдвигаются другие функциональные разновидности литературного языка. Нет и единых критериев выделения этих разновидностей.

3. Исследование дифференциации литературного языка на функциональные варианты. Функциональная стилистика занимается поиском общих принципов и подходов к классификации и типологии стилей.

Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.

Оставаясь лингвистической дисциплиной, стилистика художественной речи для выявления эстетической функции языка обращается к категориям и понятиям искусствоведения, литературоведения, а также вырабатывает свои собственные понятия («образ автора», «художественно-образная речевая конкретизация»).

Стилистика художественной речи много внимания уделяет вопросу о том, как влияет контекст на возникновение у отдельных слов и словосочетаний различных добавочных значений, или созначений, «приращений смысла». При этом обычно различают макроконтекст, т.е. контекст всего художественного произведения, и микроконтекст – непосредственное словесное, фразовое окружение (в рамках одного-двух абзацев).

В этом разделе стилистики исключительно важную роль играют вопросы индивидуально-авторского стиля.

Стилистика текста изучает общие и частные закономерности организации языковых единиц, включенных в текст. Использование этих языковых единиц, их организация внутри текста, их взаимодействие, взаимные связи и соотношения подчиняются одной задаче – передать содержание данного текста в соответствии с его функциональным назначением. Эта задача осуществляется в тесном взаимодействии с композиционной структурой конкретного текста, взаимодействии настолько органичном, что исследователи говорят о композиционно-стилистических приемах изложения, служащих для выражения содержания.

Рабочее определение текста: текст – самостоятельное цельное речевое произведение известного функционального назначения, заключающее в себе вполне законченное в смысловом плане содержание, которое имеет композиционное и языковое оформление.

Стилистика текста выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа, соотнесенность тех или иных частей (композиционных «узлов», «блоков») и отдельных элементов композиции текста с известными приемами использования языковых единиц.

Нередко специализированное использование языковых средств или какой-либо прием организации становится композиционно значимым для текстов определенного жанра или стиля. Соответственно такая черта текстовой структуры приобретает статус отличительной особенности данного функционально-стилевого образования. Скажем, такой прием организации языковых средств, как повтор, становится важнейшей композиционной деталью поэтических текстов лирического содержания.

Стилистику текста в известном смысле можно назвать «стилистикой последовательностей». Стилистика последовательностей изучает не стилистические особенности языковых единиц самих по себе (этим занимается в основном стилистика языковых единиц). Она исследует стилистические эффекты, возникающие от соседства языковых единиц (каждая из которых может быть и нейтральной в стилистическом отношении), от их взаимодействия в конкретном тексте. Анализу подлежат и такие объединения, сочетания слов, которые получают статус определенной стилистической фигуры, приема вследствие их многократного специального использования в текстах.

Стилистика языковых единиц исходит из языковой единицы, вернее, она идет от выразительных свойств слова, формы, синтаксической конструкции, прослеживает особенности их использования в типичных ситуациях и контекстах. Стилистика же функциональная «идет» от больших, масштабных совокупностей языковых единиц (от стилей), изучает внутреннюю организацию, которая обусловлена теми или иными задачами речевого общения.

Общие закономерности поведения языковых единиц в тексте, его композиция, взаимодействие ее с приемами организации языковых единиц (и конструктивная роль в самой этой организации) не могут не учитываться в стилистике художественной речи, в ходе анализа художественных текстов.

Иллюстрации из сферы научного стиля недвусмысленно говорят о продуктивности обращения к стилистике текста в исследованиях функциональных стилей, при обсуждении проблем функциональной стилистики.

В стилистике текста, с одной стороны, необходимо учитывать функциональное назначение самого текста, его принадлежность к тому или иному стилю литературного языка. С другой стороны, важно выяснить мотивированность использования языковых единиц в соответствии со сложившимися литературными нормами (а это, как очевидно, сфера стилистики языковых единиц).

Все четыре «стилистики» объединяются общностью языкового материала и того культурно-исторического контекста, в рамках которого и функционирует данный лингвистический материал, – контекста русского литературного языка современной эпохи. Ведь объектом исследования каждого из четырех разделов стилистики является один и тот же литературный язык, речевая организация которого и сам лингвистический материал рассматриваются в различных аспектах, с разных точек зрения.

Прежде всего стилистика художественной речи соотносится с функциональной стилистикой. Объектом первой является язык художественной литературы. Именно из него черпает материал, наблюдения данный раздел стилистики. Вместе с тем язык художественной литературы выступает также в качестве функционального варианта литературного языка. И следовательно, функциональная стилистика рассматривает его в общем контексте функционального расслоения литературного языка.

Стилистика художественной речи непосредственно связана и со стилистикой текста, поскольку художественная речь, как всякая письменная речь, представлена в виде законченных, цельных текстов. И конечно, особенности художественной речи нельзя глубоко изучить, осознать без учета всех тех параметров, которые определяют речевую структуру и композицию всякого текста.

Стилистический анализ использования языковых единиц в художественном произведении не может не опираться на результаты, добытые стилистикой языковых единиц, т.е. на ее рекомендации по оптимальному употреблению стилистических вариантов слов и форм и других языковых единиц в типических контекстах и речевых ситуациях. Во-первых, потому, что художественный текст, во всяком случае произведение, относящееся к реалистической литературе, в использовании языковых единиц всегда ориентировано на общелитературное употребление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: