Диалектическое единство языка и речи

Из определения речь (язык в действии) ясно, что речь теснейшим образом связана с языком. Камнем предкновения:) в вопросе о соотношении языка и речь является вопрос о том, разные это явления или это различные стороны одного явления?

Язык и речь обычно противопоставляют по следующим основаниям:

а) Как общее и единичное -

Речь соотносят с категорией "единичное", поскольку речь это конкретные индивидуальный в своём роде текст. Каждый текст созданный на том или ином языке единичен и в известном смысле не повторим (даже одна фраза воспроизведенная дважды будет иметь разный тембр, громкость, темп...

Язык соотносят с категорией "общая". Это то общее, что имеется в общем во всех текстах на разном языке. В разных текстах встречаются одинаковые слова, формы, действуют одни и те же правила грамматических соединений слов. Если каждый текст содержал только индивидуальные особенности, то их никто бы не понял. Язык, таким образом, существует не где-то отдельно от речи, как думал Соссюр, а в самих текстах, в самой речи. Он как бы растворён в речи. Какое бы лингвистическое явление мы не взяли (слог, звук, фраза), в нём всегда будет одновременно присутствовать языковая и речевая сторона.

б) Как код и текст -

Язык соотносится с категорией "код" (код - система знаков, комбинируя которые можно получить текст).

Речь соотносится с категорией "текст" (текст - устное или письменное речевое произведение)

В рамках этого противопоставления процесс порождения речи называют кодированием, а процесс восприятия речь - декодированием.

в) Как сущность и явление -

Язык соотносят с категорией "сущность", а речь с категорией "явление" (явление - то, что явлено, явно, наяву, т.е. то, что мы можем непосредственно воспринимать органами чувств).

Речь это явление языка: мы её слышим, если она устная, видим если она письменная. Сущность - внутренняя стороная явления, это закон, по которому существует данное явление, управляющий данным явлением. Сущность не познается нами непосредственными наблюдениями (её нельзя потрогать, попробовать...), она постигается только умозрительно, путём анализа явления.

Язык - сущность речи, т.е. это закон, по которому существует речь. Язык не дан нам в непосредственных наблюдениях. Этот закон, эту сущность, мы постигаем умозрительно, путём анализа речи. Благодаря языку, т.е. этой абстрагирующей работе сознания, мы понимаем, вопринимаем речь. И в том же смысле речь невозможна без языка (для кошки, например, речь - лишь набор звуков). С другой стороны сущность не существует без явления. Язык существует в текстах, как бы растворён в них. И в этом смысле язык невозможен без речи. Так называемая "идеальная форма" существования языка (в головах людей), вторична, по отношению к речь, является результатом абстрагирующей работы сознания. Мы изучаем, скажем, иностранные языки, путём анализа текста.

Итог (Вывод): язык и речь представляют собой не разные явления, а разные стороны одного явления. Одно не существует без другого, но в то же время противостоят друг другу. Такое единство противоположностей в философии принято называть ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ. Тако взгляд на проблему соотношения языка и речи, с тем или иными вариациями, характерен для большинства отечественных языковедов.

Т.П.Ломтев в статье "Язык и речь" писал, что "... любая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, другой - к речи." Немецкие языковеды, вслед за Вильгельмом фон Гумбольдтом, часто подчеркивают другую сторону это противоположности языка и речи, а именно статистический и динамический аспекты: язык есть одновременно и деятельность и произведение. То есть получается, что языковой и речевой моменты (стороны) присутствуют и в деятельности, и в произведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: