Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного
гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения
государствами разных принципов при решении вопросов приобре-
тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс-
тво, например, при различном гражданстве родителей или в слу-
чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе
замуж за иностранца, если по законам его государства жена
должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло
на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:
в случаях, когда российский гражданин имел доказательства
принадлежности к гражданству иностранного государства и фак-
тически становился лицом с двойным гражданством, законода-
тельство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве
РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский
гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного
государства. Но допускается это только в одном из следующих
случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный за-
кон;
2) если это предусмотрено международным договором Рос-
сийской Федерации. Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законода-
тельных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданс-
тве российскому гражданину может быть разрешено по его хода-
тайству иметь одновременно гражданство другого государства, с
которым имеется соответствующий международный договор. как
видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию
- наличию международного договора - Закон о гражданстве дру-
гих возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного граж-
данства российских граждан лишь в указанных, строго ограни-
ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за
лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не приз-
нается принадлежность к гражданству другого государства, про-
должает действовать. Гражданин иностранного государства при прио-бретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз-
нано в России, лишь если с иностранным государством, гражда-
нином которого он является, имеется соответствующий междуна-
родный договор. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обла-
датель двух гражданств оказывается связанным с двумя госу-
дарствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается,
например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж-
данства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не
освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского
законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федераль-
ным законом или международным договором РФ может быть предус-
мотрено то или иное ограничение или освобождение от обязан-
ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе-
ние в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие
доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно-
го государства. Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь рос-
сийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлеж-
ности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.
15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право
каждого на гражданство, Российское государство стремится к
устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее
территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го-
сударство поощряет приобретение гражданства России лицам без
гражданства и не препятствует приобретению ими другого граж-
данства. В полном соответствии с общепринятыми нормами международ-
ного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных
граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязан-
ностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих
лиц национальный режим.Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.
Отклонение от национального режима (в сторону ограничения
прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами рос-
сийских граждан) могут быть согласно Конституции установлены
только федеральным законом или международным договором Рос-
сийской Федерации. Введение особых правил для иностранных
граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства установ-
лены для отдельных групп находящихся в России иностранных
граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммуните-
том, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и
самолетов и т. п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предос-
тавляется в России независимо от того, пользуются ли таким
режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы
(а значит, и российские граждане). В то же время, если огра-
ничение прав и свобод в иностранном государстве касаются
только российских граждан (в отличие от других иностранцев),
т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России
могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о пра-
вовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограниче-
ния (реторсии).