Двойное гражданство

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного

гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения

государствами разных принципов при решении вопросов приобре-

тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс-

тво, например, при различном гражданстве родителей или в слу-

чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе

замуж за иностранца, если по законам его государства жена

должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло

на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:

в случаях, когда российский гражданин имел доказательства

принадлежности к гражданству иностранного государства и фак-

тически становился лицом с двойным гражданством, законода-

тельство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве

РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский

гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного

государства. Но допускается это только в одном из следующих

случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный за-

кон;

2) если это предусмотрено международным договором Рос-

сийской Федерации. Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законода-

тельных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданс-

тве российскому гражданину может быть разрешено по его хода-

тайству иметь одновременно гражданство другого государства, с

которым имеется соответствующий международный договор. как

видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию

- наличию международного договора - Закон о гражданстве дру-

гих возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного граж-

данства российских граждан лишь в указанных, строго ограни-

ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за

лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не приз-

нается принадлежность к гражданству другого государства, про-

должает действовать. Гражданин иностранного государства при прио-бретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз-

нано в России, лишь если с иностранным государством, гражда-

нином которого он является, имеется соответствующий междуна-

родный договор. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обла-

датель двух гражданств оказывается связанным с двумя госу-

дарствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается,

например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж-

данства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не

освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского

законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федераль-

ным законом или международным договором РФ может быть предус-

мотрено то или иное ограничение или освобождение от обязан-

ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе-

ние в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие

доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно-

го государства. Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь рос-

сийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлеж-

ности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.

15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право

каждого на гражданство, Российское государство стремится к

устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее

территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го-

сударство поощряет приобретение гражданства России лицам без

гражданства и не препятствует приобретению ими другого граж-

данства. В полном соответствии с общепринятыми нормами международ-

ного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных

граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязан-

ностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих

лиц национальный режим.Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения

прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами рос-

сийских граждан) могут быть согласно Конституции установлены

только федеральным законом или международным договором Рос-

сийской Федерации. Введение особых правил для иностранных

граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установ-

лены для отдельных групп находящихся в России иностранных

граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммуните-

том, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и

самолетов и т. п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предос-

тавляется в России независимо от того, пользуются ли таким

режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы

(а значит, и российские граждане). В то же время, если огра-

ничение прав и свобод в иностранном государстве касаются

только российских граждан (в отличие от других иностранцев),

т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России

могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о пра-

вовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограниче-

ния (реторсии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: