Система права – это структурно-упорядоченное единство действующих в гос-ве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой отрасли.
Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующие качественно однородный вид общественных отношений.
Система права РФ:
1) Ведущей отраслью права является конституционное право, которое устанавливает и закрепляет основы гос. устройства, права человека, порядок формирования органов гос. власти и принципы их деятельности.
2) Гражданское право (урегулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения):
§ Трудовое право (регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей);
§ Хозяйственное право (регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота);
§ Жилищное право;
§ Земельное право;
§ Семейное право;
§ Таможенное право.
3) Административное право (регулирует отношения в сфере гос. управления как между гос. органами, так и между гражданами и гос-вом):
|
|
§ Финансовое право;
§ Банковское право;
§ Налоговое право.
4) Уголовное право (регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защита жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступления и устанавливают размеры наказаний):
§ Уголовно-исполнительное право.
5) Международное право (регулирует взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств).
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства.
В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную С.з.
Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений.
В основе вертикальной (иерархической) С.з. лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе.
|
|
Федеративная С.з. определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:
а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты)
в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.);
г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д