3.1. Общие принципы графической фиксации керамики. Рисунки выполняются на оборотных (белых) листах альбомов миллиметровки или в альбомах для рисования. Расшивать альбомы на отдельные листочки для сортировки по списками в поле не следует (по отдельности они треплются), обычно мы это делаем в городе. Все рисунки керамики выполняются в масштабе 1:1. Для отдельных крупных форм (например, целых амфор или их крупных фрагментов) допустимо рисование в масштабе 1:2, но, в таком случае, этот масштаб должен быть обозначен на рисунке, а профильные части (венчик, ножка) должны быть отрисованы на том же листе в масштабе 1:1. Профили (сечения) всегда располагаем с правой стороны; штриховка сечений не производится!
Рисунки должны выполняться достаточно четкими карандашными линиями без разрывов. В том случае, если ваш навык не позволяет сделать это с первого раза, аккуратно обведите контур мягким карандашом (3B). Следует понимать, что в городе все рисунки сканируются, в фотошопе выполняются заливки профилей. Поэтому, чем меньше грязевых разводов оказывается на листах, и чем четче рисунки, тем меньше работы требуется для их оцифровки.
Над рисунком каждого фрагмента венчика (любого сосуда) необходимо указать его предположительный диаметр (определяется по специальному расчерченному лекалу). Диаметр надписываем над тем местом, где мы его измеряли. Если горло сохранилось целиком, диаметр подписывать необязательно. Также необходимо определять нижний диаметр у различных частично сохранившихся доньев, подставок и т.п. Полное восстановление формы делается только в случае хорошей сохранности части сосуда (см. рис). Если у сосуда есть ручка, необходимо также нарисовать ее разрез (вписав его контур в саму ручку, или же начертить рядом, и указать место сечения ручки).

Профили амфорного горла и кухонного горшка с сечениями ручек
При наличии на внутренней или внешней поверхностях фрагмента полосок краски или лака различного цвета, а также простых дининти, граффити или знаков краской необходимо схематично указать это на рисунке (для внешней стороны – справа от сечения, для внутренней стороны – слева). Цвет полос краски или лака необходимо указать текстовой подписью

Пример рисунка амфор с полосами краски под венчиком и простыми дипинти
Фигуративная роспись на поверхности фрагментов, как правило, не зарисовывается (только фотографируется). Фронтальный вид черепка отображается только в отдельных случаях, в частности – для всех фрагментов лепной керамики, при зарисовке которых необходимо отобразить точкованием или растушевкой рельефные налепы, пальцевые вдавления, валики и т.п. (см. рис ниже)

Пример рисунков фрагментов лепной керамики
3.2. Оформление листов с рисунками. Находки, принадлежащие разным спискам, всегда рисуются на ОТДЕЛЬНЫХ листах. Зарисовка находок из разных списков вперемешку не допускается, даже при наличии поясняющих надписей. Находки, предназначенные на рисовку, поставляются художникам в пакетах (коробках) разложенных по следующим основным категориям:
Амфорная тара. Толстостенная керамика. Сероглиняная керамика. Светлоглиняная керамика. Красноглиняная керамика. Ионийская керамика. Аттическая керамика. Хиосская керамика. Коринфская керамика. Кухонная керамика. Лепная посуда.
Находки из всех вышеперечисленных категорий рекомендовано зарисовывать на отдельных листах. В заглавии листа в верхнем правом углу должен быть указан номер списка и категория находок (например: Список 1. Амфорная тара). В тех случаях, когда количество находок данной категории очень невелико, допустима зарисовка их на одном листе с находками из другой категории, но необходимо провести разделяющую их вертикальную черту (линию разреза), и сделать соответствующие подписи. В случае с зарисовкой амфорной тары ее фрагменты поступают на зарисовку с нанесенной маркером аббревиатурой-обозначением центра, который надо подписать под рисунком.
Значение сокращений для амфор: Х - Хиос, Ф – Фасос, ПФ –Протофасос, ЛС – Лесбос сероглиняный, ЛК – Лесбос красноглиняный, К – Коринф, М – Милет, С – Самос, Гер – Гераклея, Син – Синопа, НЦ – неизвестный центр.
Названия более редких центров пишем на черепке полностью. При зарисовке амфор рекомендуется в случае их большого количества зарисовывать амфоры одного центра на одном и том же листе. При этом желательно компоновать их – зарисовывать венчики все по одной-двум общим линиям верхней поверхности с небольшими интервалами, а не распределять их мозаично между ножками.
3.3. Зарисовка индивидуальных находок. Часть находок, поступающих к художникам, обозначена временными реставрационными номерами (например 19.1, т.е. первая находка из 19 списка). Для таких находок также ОБЗАТЕЛЬНО действуют вышеуказанные правила, т.е. находки из разных списков следует рисовать на ОТДЕЛЬНЫХ листах, причем листы должны быть тематическими или должны быть разделены чертами на зоны разных категорий с подписями (то есть НЕ ДОПУСТИМО, например, смешивать нумерованные ионийские и аттические черепки вместе на одном листе, надеясь на то, что указания их номера якобы вполне достаточно!!!)
Как правило, шифровка находок коллекционными номерами осуществляется уже на берегу по завершении раскопочного цикла экспедиции, поэтому рисуемая на острове керамика инвентарных («коллекционных») шифров не имеет. При отрисовке зашифрованной керамики необходимо указывать оба номера – инвентарный в формате: БЭ (ГОД) (НОМЕР СПИСКА)/ (НОМЕР ПРЕДМЕТА)) и полевой (в формате (НОМЕР СПИСКА).(НОМЕР ПРЕДМЕТА В СПИСКЕ)
Пакеты с полностью отрисованной рядовой керамикой обязательно помечаются художником карандашным крестиком на этикетке рядом с номером списка (во избежание путаницы с неотрисованной керамикой).






