Приведите понятие и характеристику экологического права РФ

Контрольная работа

По дисциплине «Правоведение»

вариант 13

Выполнил: студент гр. ТСП-12з

Пермяков А.В.

Проверил преподаватель:

доцент Чудинов О.Р.

Пермь, 2015

План работы

Характеризуя понятие «Право», составьте схему «Признаки права». Объясните термины: законотворчество, законодательная инициатива, инкорпорация, кодификация, консолидация законодательства.

Задание из теории государства и права. Понятие «право», таблица №1 «Признаки права». Определения.

Приведите понятие и характеристику экологического права РФ.

Задание на тему «Отрасли права». Понятие и характеристика экологического права. Предмет экологического права. Методы правового регулирования. Официальные документы. Санкции.

Ситуационная задача.


Характеризуя понятие «Право», составьте схему «Признаки права». Объясните термины: законотворчество, законодательная инициатива, инкорпорация, кодификация, консолидация законодательства.

Право – выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, установленная в форме общеобязательных предписаний мера свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях. Иными словами, право – это система регулирующих общественные отношения правил, исходящих из конкретных ситуаций, устанавливаемых государством и охраняемых им.

Таблица 1

Признаки права
Централизованность Источником права выступает государство в лице законодательных органов власти, создающих, принимающих, изменяющих и конкретизирующих законодательство.
Общеобязательность Нормы права обязательны для всех членов общества, в случае их нарушения государство прибегает к наказанию и принуждению.
Формализованность Содержание права закрепляется в формализованном виде – в текстах нормативных правовых актов и других юридических источников. Нормы права обязательно закреплены в письменной форме (законы, указы, постановления) и четко структурированы.
Системность Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, объединены в единую структуру, обладающую четкой иерархией.
Процедурность Процедурность права выражается в том, что процесс создания, принятия и исполнения юридических норм имеет свои правила, нарушение которых может привести к признанию этих норм недействительными.
Позитивная направленность Выражается в стремлении к социальной, политической, экономической справедливости.

Законотворчество – деятельность законодательного органа государственной власти, связанная с разработкой, принятием и доведением до целевой аудитории особого вида нормативного правового акта – закона. Процесс законотворчества обязательно должен соответствовать принятой законом процедуре. Она включает в себя несколько стадий, а именно: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование.

Законодательная инициатива – первая стадия законодательного процесса, внесение законопроекта на рассмотрение в законодательный орган в соответствии с установленной процедурой. Влечет за собой обязанность законодательного органа рассмотреть внесенный законопроект и вынести решение. Согласно п.1 ст.4 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Инкорпорация законодательства – процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. В первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, полуофициальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация предполагает утверждение обобщенных сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. По сути, акт официальной инкорпорации – это способ опубликования и переиздания действующих нормативных положений, а значит, является официальным источником законодательства.

Полуофициальная инкорпорация – это издание сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, при этом правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация по собственной инициативе осуществляется субъектами, не наделенными правотворческим органом полномочиями на издание подобных сборников законодательства. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права.

Кодификация законодательства – один из видов законодательной деятельности, состоящий из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. По сути, это форма совершенствования законодательства, представляющая собой переработку существующего и последующее создание нового сводного законодательного акта – к примеру, кодекса. При этом часть устаревшего материала отбрасывается, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативных правовых актов, формируется структура кодифицированного акта. Акт кодификации значителен по объему, имеет сложную структуру. Это укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования. Процесс кодификации законодательства обычно сопровождается большой научной работой, проводящейся с участием ученых, юристов, представителей государственной власти.

Виды кодификации: всеобщая, отраслевая, комплексная.

Всеобщая кодификация – принятие серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства.

Отраслевая кодификация охватывает законодательство той или иной отрасли права (к примеру, Гражданский, Уголовный кодексы).

Комплексная кодификация включает в себя акты той или иной подотрасли права (к примеру, Лесной, Водный кодексы).

Кроме различных кодексов, в правовой системе существуют иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

Консолидация законодательства - форма систематизации, в процессе которой некоторое количество нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный нормативный акт. При этом новый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменения в действующее законодательство. Он утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной последовательности. Осуществляется редакционная правка, внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью.


Приведите понятие и характеристику экологического права РФ.

Экологическое право является сравнительно новой отраслью права России. Споры о названии данной отрасли, ее предмете, системе, соотношении с другими отраслями права ведутся до сих пор. Поэтому в учебной литературе можно встретить изложение различных точек зрения по этим вопросам.

Для того чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана самостоятельной отраслью права, она должна отвечать определенным требованиям. В качестве таковых выступают наличие предмета права, метода правового регулирования, развитой нормативно-правовой базы. Если обобщить все вышеперечисленное, можно сказать, что экологическое право – отрасль российского права, представляющая собой систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды, право собственности на природные ресурсы, право природопользования. Экологическое право имеет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образуют отношения, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы - экологические отношения. Можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования - совокупность приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правовой (диспозитивный), основанный на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием ее предмета.

Экологическое право подразделяется на две большие составляющие - природоохранное и природоресурсное право.

Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагающим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды – это деятельность по поддержанию ее в благоприятном состоянии, включающая в себя сохранение естественной природной среды, воспроизводство природных ресурсов, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на природную среду и ликвидацию уже наступивших последствий такого воздействия.

Основной задачей в сфере экологии, стоящей перед государством, является восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. В свою очередь достичь этого можно только при участии всего общества. Именно в целях привлечения общества к решению экологических проблем ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. При этом при создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении экологических проблем ведущая роль, безусловно, отводится государству.

Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений. В его рамках рассматриваются земельное, водное, лесное и горное законодательства, которые в свою очередь имеют внутреннюю структуру. Общественные отношения, возникающие в области их использования, регулируются, соответственно, Земельным, Водным, Лесным кодексами; ФЗ «О животном мире» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.

Таким образом, подотраслевая структура экологического права обеспечивает дифференцированный подход к правовому регулированию соответствующих видов экологических отношений.

Интересно, что в различных источниках земельное право выделяется как самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет и метод правового регулирования. По определению, земельное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земельной собственности. Основным нормативным актом, регулирующим земельно-правовые отношения, является Земельный кодекс РФ. Главным методом правового регулирования в рамках земельной отрасли права выступает метод, сочетающий в себе дозволения, разрешения и запреты. И подотраслями уже земельного права называют лесное, водное и горное право. Их основное сходство состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области действия этого закона устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Таким образом, при отсутствии отдельного нормативного правового акта для экологического законодательства, санкции к нарушителю применяются в соответствии с Гражданским кодексом, КоАП и Уголовным кодексом РФ.


Кузьмина обратилась в суд с просьбой признать умершим ее мужа. В заявлении она указала, что Кузьмин состоял членом рыболовецкого предприятия и работал на сейнере мастером по обработке рыбы. Девять месяцев назад он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выпал из лодки и утонул. К заявлению был приложен акт о несчастном случае и постановление следователя прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели Кузьмина. Заявительница мотивировала свою просьбу тем, что смерть ее мужа не была зарегистрирована в органах ЗАГС. Какое решение должен принять суд?

Так как заявление гр. Кузьминой оформлено в полном соответствии со ст. 277 ГПК РФ, т.е. указана цель обращения и изложены обстоятельства, дающие основание предполагать его гибель, то суд обязан принять его к рассмотрению.

Согласно ч.1 ст.45 ГК РФ, гражданин может быть объявлен умершим при отсутствии в месте жительства сведений о месте его пребывания в течение 6 месяцев, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Так как с момента предполагаемой гибели гр. Кузьмина прошло 9 месяцев, а также присутствует акт о несчастном случае и постановление следователя прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по факту его смерти, то суд должен вынести положительное решение и удовлетворить просьбу гр. Кузьминой о признании ее мужа умершим. Также, согласно ч.3 ст. 45 ГК РФ, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели. Таким образом, решение суда которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.


Список литературы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Конституция Российской Федерации

3. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов/Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2008. – 832 с.

4. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: