Тема 5. Семиотика культуры

Знак, означающее, означаемое, мотивация и ее отсутствие. Основные проблемы семиотики. Из истории представления о знаках6 структура знака А.Августина, онтологический статус знака по У.Оккаму, знаковая концепция В.Лейбница. Основные обобщающие модели семиозиса: треугольники Г.Фрегге, Ч.Морриса, А.Валлона. Основные положения семиологии Ф. де Соссюра и Р.Барта. Учение Ю.М.Лотмана. Семиотика вербального языка. Семиотика науки. Семиотика поведения. Семиотика религии. Семиотика искусства.

Тема 6. Историческая культурология

Начало человеческой культуры: первобытная культура. Миф как форма культуры. Культура древнейших цивилизаций. Античный тип культуры. Периодизация античной культуры. Средневековый тип культуры. Мировоззренческие основы культуры. Христианство как духовный стержень европейской культуры. Городская и народная культура. Художественная культура. Истоки ренессансной культуры. Итальянское Возрождение, французские ренессанс, тюдор-ренессанс, северное Возрождение. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения. Социально-политическая структура города. Роль автора - творца Возрождения. Сакральное и светское в искусстве.

Культура Нового времени. Антиномизм картины мира эпохи Барокко. Драматизм мироощущения человека. Проблема вариантов Барокко. "Полиморфность" морфологического строения культуры Барокко.

Культура эпохи Просвещения. Буржуазные революции и их культурно-историческое значение. Просветительская картина мира. Историческая обусловленность эпохи Просвещения. Культура XIX в. Романтическая константа в культуре. Декаданс - как новое мироощущение. Революция в науке и технике. Культура ХХ в. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры. Культура межвоенного двадцатилетия. Диалог как средство преодоления кризиса культуры. Мировоззренческие основания модернистского искусства. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов ХХ века. Влияние миноритарных культур на социокультурную динамику. Феномен феминизма. Анонимность культурного реципиента и плюрализм культуры.

Тема 7. Культура и личность, культура и природа, культура и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: