Эллинизм. Период от начала похода А

Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания РимомЕгипта назван эллинским. Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. культур. Лишившись полисной ограниченность, гр. культура впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию арактеры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы “Лаокоон” и “Фарнезский бык”. 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

З. Фрейд. — создал новое направление в психологии и медицине — самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа — фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и культурологии. Фр. открыл в чел-ке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше “Я”. Фр. наз. это бессознательное начало “Оно” и полагает, что наше “Я” есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское “Оно” имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: — сексуальные желания, — влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше “Я”, стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой “Оно”. “Я” руководствуется принципом реальности, а “Оно” целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между “Я” и “Оно”. Фр. открывает “хитрость бессознательного”, способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения “Я”.

Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять “Оно” своим целям. Фр. указывает на способ, кот. культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями “Оно”. Этот способ Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения “Оно” обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом культура по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком. Культура может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фр. наз. “Сверх Я”. Чел-кое “Я” по Фр. замкнуто между 2 противоположными полюсами — природной стихией и требованием культуры. Если культура требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие науки и культуры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мир. культуры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные культурные символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-вное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может жить в мире с культурой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить “демонов души”, но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре. Поэтому европ. культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь культуры и чел-кого бессознательного. История культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души.

Концепция игровой культуры — одна из самых распространенных концепций мир. культуры. Один из ярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции — это культурно-историческая универсалия. Традицию истолкования искусства из игры как спонтанной деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной культуры и определят содержание его форм. Анализ соврем. культурного состояния в аспект игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную “живую” культуру, кот. чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка “живой” культуры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность культуры по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой культуры складывается элитарный пласт культурного процесса, противостоящий натиску массовой культуры.

Сред. и веками в культурологии наз. длительный период(охватывает более тысячелетия) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем. выделяют 3 периода развития:

1. Раннее средневековье — новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было государственной религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования, создававшиеся варварами. Римская империя распалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким имперактерам или королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве государств Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной культуры. Школы, существующие при монастырях, культивировали “7 свободных искусств”, ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение, латинский язык с элементами литературного образования, необходимый для усвоения Писания;

2. Высокое (классическое) средневековье — Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В результате западные христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей экономики. Общество утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем готическое искусство, развивались театр, музыка скульптура, живопись и литература. Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась философская система средневековья схоластика — тип религиозной философии, для которой характерно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.

3) Позднее средневековье — продолжилось формирование европейской культуры, но ход его был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии принесли много человеческих жертв. Сильно замедлила развитие культуры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, философии, искусства, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Возрождению или Ренессансу. В Зап. Европе происходят глубокие соц. -культурные изменения. Средневековая символика нашла свое отражение в архитектуре и христианской литургии. Доминирующим принципом в архитектуре стала символика числа. В религиозных обрядах используются элементы театра. В 10в. появляются народные путешествующие актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских странах (Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская культура. С развитием образования в городах и замках складывается светская культура, отделившаяся от церковной. Во Франции и Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры — лирика и роман. В них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками были трубадуры(провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось в эпоса средневековья.

Романский. Арактера.

Первым самостоятельным специфически европейским худ. стилем средневековой Европы был романский. Он возник в результате синтеза остатков худ. культуры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский стиль. В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество локальных стилей, получивших имя романского. Архитектура 5-8в. обычно проста, исключение — здания в Равенне (Италия). Во многих регионах этот стиль был продолжением раннехристианского искусства. Отличается округлыми или многоугольными соборными церквями — собор Сан Витало в Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-Галле (Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино (Италия). Достижением архитекторов была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий.

Скульптура. Большинство скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах, подчеркивая поддерживающие элементы.

Живопись, это украшение архитектурных памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка, Венеция и сицилианские церкви в Цефалу и Монреале).

Искусство. Художники достигли высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Южной и Восточной Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса, Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов — использовалась для создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические изделия этого периода — ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз. “Гобелен из Байя”.

Готика. Романский стиль по мере развития общества постепенно переходит в новый — готический. Готическое искусство возникло во Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой архитекторы, способствовала ее полнейшей реализации. Характерным признаком готического стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки и позволили решить многие архитектурные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки — характерная черта архитектура поздней готики, были изобретением первого архитектора реймского собора.

Скульптура. Изображались в качестве украшений фигуры из камня, олицетворявшие догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему характеру была преимущественно архитектурной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: