Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сковорода, скатерть, троллейбус и т.п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка __________________________________
Дата рождения (месяц, год) _______________________________
Домашний адрес _________________________________________
Где находился ребенок до поступления в группу __________________
Жалобы родителей ______________________________________
Данные о речевом развитии_______________________________
(появление первых слов, предложений) __________________________
Уровень общего развития ребенка _____________________________
Устойчивость внимания, работоспособность ____________________
Состояние общей и мелкой моторики _______________________
Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) _____________
Строение и подвижность артикуляционного аппарата ______________
Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) ___________________
Различие звуков на слух и в произношении ___________________
Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод) ______________
Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ) _________
Словообразование _______________________________________
Грамматический строй ____________________________________
(В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.)
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Режим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Важно при этом правильно распределить обязанности логопеда и воспитателя.
В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи" в каждой группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспитатель планирует занятия по различным видам учебной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию произношения зависит от периода обучения: в 1 периоде — 2 занятия, во П — 3, в Ш - 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия - с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитатель 20-30 мин занимается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см.сетку занятий).
Режим дня детей старшей группы
(от 5-ти до 6-ти лет)Подъем детей, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика7.30 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак8.30 – 8.55
1 занятие (проводит логопед или воспитатель)9.00 – 9.20
2 занятие (проводит воспитатель)9.30 – 9.50
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия9.30 – 13.00
Подготовка к прогулке, прогулка10.00 – 12.30
Подготовка к обеду, обед12.30 – 13.15
Подготовка ко сну, дневной сон13.15 – 15.00
Подъем, индивидуальные занятия по заданию логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры15.00 – 16.00
Подготовка к полднику, полдник16.00 – 16.20
Вечернее занятие (проводит воспитатель)16.30 – 16.50
Спокойные игры. Подготовка к прогулке, прогулка16.50 – 18.45
Подготовка к ужину, ужин18.45 – 19.00
Спокойные игры19.10 – 20.30
Подготовка ко сну, ночной сон20.30 – 7.30
Примерное планирование занятий логопеда и воспитателей
I. период обучения. День недели Время Занятие Кто проводит
Понедельник 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Физкультура
Рисование
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Развитие речи Воспитатель
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Вторник 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Фронтальное логопедическое занятие
Математика
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Физкультура Логопед
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Среда 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Аппликация
Музыкальное занятие
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)Воспитатель
Музыкальный руководитель
Логопед
Четверг 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00 Фронтальное логопедическое занятие
Лепка
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)Логопед
Воспитатель
Логопед
Пятница 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Математика
Музыкальное занятие
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Лепка (конструирование) Воспитатель
Музыкальный руководитель
Логопед
Воспитатель
II. Период обучения.
День недели Время Занятие Кто проводит
Понедельник 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Физкультура
Рисование
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Развитие речи Воспитатель
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Вторник 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Фронтальное логопедическое занятие
Математика
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Физкультура Логопед
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Среда 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00 Аппликация
Музыкальное занятие
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)Воспитатель
Музыкальный руководитель
Логопед
Четверг 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Фронтальное логопедическое занятие
Лепка
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Музыкальное занятие Логопед
Воспитатель
Логопед
Музыкальный руководитель
Пятница 9.00 – 9.20
9.30– 13.00
Вечер Фронтальное логопедическое занятие
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Лепка (конструирование) Воспитатель
Логопед
Воспитатель
III. Период обучения. День недели Время Занятие Кто проводит
Понедельник 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Развитие речи
Рисование
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Физкультура Воспитатель
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Вторник 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.30 – 13.00
Вечер Фронтальное логопедическое занятие
Математика
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Лепка (конструирование) Логопед
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Среда 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.30 – 13.00 Фронтальное логопедическое занятие
Музыкальное занятие
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Логопед
Музыкальный руководитель
Логопед
Четверг 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.00 – 13.00
Вечер Математика
Развитие речи
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Конструирование (лепка, рисование) Воспитатель
Воспитатель
Логопед
Воспитатель
Пятница 9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
9.30 – 13.00
Вечер Фронтальное логопедическое занятие
Музыкальное занятие
Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)
Рисование Воспитатель
Музыкальный руководитель
Логопед
Воспитатель
В зависимости от индивидуальных особенностей детей в сетку занятий воспитателя могут быть внесены изменения. Это касается увеличения или уменьшения продолжительности занятий по отдельным видам деятельности, при сохранении их общего количества. Возможно проведение фронтальных логопедических занятий и занятий воспитателя по подгруппам в зависимости от произносительных возможностей детей. Это поможет педагогу уделять больше внимания каждому ребенку, а детям — проявлять речевую активность в процессе общения со сверстниками.