Обследование слоговой структуры слова

Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сковорода, скатерть, троллейбус и т.п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка __________________________________

Дата рождения (месяц, год) _______________________________

Домашний адрес _________________________________________

Где находился ребенок до поступления в группу __________________

Жалобы родителей ______________________________________

Данные о речевом развитии_______________________________

(появление первых слов, предложений) __________________________

Уровень общего развития ребенка _____________________________

Устойчивость внимания, работоспособность ____________________

Состояние общей и мелкой моторики _______________________

Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) _____________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата ______________

Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) ___________________

Различие звуков на слух и в произношении ___________________

Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод) ______________

Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ) _________

Словообразование _______________________________________

Грамматический строй ____________________________________

(В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.)


III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Режим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Важно при этом правильно распределить обязанности логопеда и воспитателя.

В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи" в каждой группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспитатель планирует занятия по различным видам учебной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию произношения зависит от периода обучения: в 1 периоде — 2 занятия, во П — 3, в Ш - 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия - с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитатель 20-30 мин занимается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см.сетку занятий).

Режим дня детей старшей группы

(от 5-ти до 6-ти лет)Подъем детей, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика7.30 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак8.30 – 8.55

1 занятие (проводит логопед или воспитатель)9.00 – 9.20

2 занятие (проводит воспитатель)9.30 – 9.50

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия9.30 – 13.00

Подготовка к прогулке, прогулка10.00 – 12.30

Подготовка к обеду, обед12.30 – 13.15

Подготовка ко сну, дневной сон13.15 – 15.00

Подъем, индивидуальные занятия по заданию логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры15.00 – 16.00

Подготовка к полднику, полдник16.00 – 16.20

Вечернее занятие (проводит воспитатель)16.30 – 16.50

Спокойные игры. Подготовка к прогулке, прогулка16.50 – 18.45

Подготовка к ужину, ужин18.45 – 19.00

Спокойные игры19.10 – 20.30

Подготовка ко сну, ночной сон20.30 – 7.30

Примерное планирование занятий логопеда и воспитателей

I. период обучения. День недели Время Занятие Кто проводит

Понедельник 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Физкультура

Рисование

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие речи Воспитатель

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Вторник 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Фронтальное логопедическое занятие

Математика

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура Логопед

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Среда 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Аппликация

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)Воспитатель

Музыкальный руководитель

Логопед

Четверг 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00 Фронтальное логопедическое занятие

Лепка

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)Логопед

Воспитатель

Логопед

Пятница 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Математика

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Лепка (конструирование) Воспитатель

Музыкальный руководитель

Логопед

Воспитатель

II. Период обучения.

День недели Время Занятие Кто проводит

Понедельник 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Физкультура

Рисование

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Развитие речи Воспитатель

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Вторник 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Фронтальное логопедическое занятие

Математика

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура Логопед

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Среда 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00 Аппликация

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)Воспитатель

Музыкальный руководитель

Логопед

Четверг 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Фронтальное логопедическое занятие

Лепка

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Музыкальное занятие Логопед

Воспитатель

Логопед

Музыкальный руководитель

Пятница 9.00 – 9.20

9.30– 13.00

Вечер Фронтальное логопедическое занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Лепка (конструирование) Воспитатель

Логопед

Воспитатель

III. Период обучения. День недели Время Занятие Кто проводит

Понедельник 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Развитие речи

Рисование

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Физкультура Воспитатель

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Вторник 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.30 – 13.00

Вечер Фронтальное логопедическое занятие

Математика

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Лепка (конструирование) Логопед

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Среда 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.30 – 13.00 Фронтальное логопедическое занятие

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Логопед

Музыкальный руководитель

Логопед

Четверг 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.00 – 13.00

Вечер Математика

Развитие речи

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Конструирование (лепка, рисование) Воспитатель

Воспитатель

Логопед

Воспитатель

Пятница 9.00 – 9.20

9.30 – 9.50

9.30 – 13.00

Вечер Фронтальное логопедическое занятие

Музыкальное занятие

Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые)

Рисование Воспитатель

Музыкальный руководитель

Логопед

Воспитатель

В зависимости от индивидуальных особенностей детей в сетку занятий воспитателя могут быть внесены изменения. Это касается увеличения или уменьшения продолжительности занятий по отдельным видам деятельности, при сохранении их общего количества. Возможно проведение фронтальных логопедических занятий и занятий воспитателя по подгруппам в зависимости от произносительных возможностей детей. Это поможет педагогу уделять больше внимания каждому ребенку, а детям — проявлять речевую активность в процессе общения со сверстниками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: