Нганасаны

Селькупы

Южные и северные.

Северные -Двуфратриальное устройство. Орла - половинный род, кедровки - половинный род. Фратрии эндогамные. Общий культ.

Хорошо выражен род. (Род - союз кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка). Все селькупские рода имеют птичье начало. У всех есть имя. Роды экзогамные.

Южные - фратрии"ТоджЕ" - эндогамны. 3 брачных класса. Социальная дифференция. Самостоятельное войско, союзники Западно-сибирского Ханства. "КоундЕ" - богачи, торговцы. Посредники между общиной и русскими.

Малая семья.

Кеты

Нет фратрий. Некторое общности. Каэтан - объединение, Богдэгет - террит общности.

Патронимия. Родственные связи играют большую роль.

ОЛЕНЕВОДСТВО И СОБАКОВОДСТВО В СИБИРИ.

Типология и происхождение оленеводства.

Северное оленеведство и южное - вьючно-верховой. Нет этнич. идентификации. Доение оленей (эвнки, тувинцы и проч.) Кострацияж Главный признак - типология тренспорта.

Типология

Упряжной: нарта. В оленеводстве два типа нарт: однополозная (нарта-лодка) и двуполозная (керёжа).

Формы копыльев:

1. Дугокопыльная нарта

2 Прямокопыльная нарта

3. Косокопыльная нарта

Кол-во оленей. В основном, 2 оленя. Расположение оленей в упряжке. Сама упряжка. Продольная упряжка. Поперечная упряжа - на севере. Посадка и управление на нарте. Это дополнительные индикаторы.

Упряжь простая. Вожжа, недоуздок, обородь

Сложная упряжь. пояс, это для многооленной упряжки.

Перекидной, блочный тип.

5 типов упряжного оленеводства:

- лопарский

- орокский (управление слева, один олень.)

- чукотско-корякский (упряжь простая)

- тунгусо-якутский (нарта прямокопыльная, парная упряжка, посадка права) эвенки, якуты, юкагиры.

- косокопыльная нарта до 7 оленей - кеты, селькупы.

Вьючно-верховой. Типологизируются сёдла. Посадка и управление оленей. Седла - верховые, грузовые.

2 типа: саянский тип - жесткое седло. эвенки, саянцы, тувинцы, тоджемцы, тофалары.

Седло состоит из жесткой основы - ленчика и подушки, подпруга крепится на ленчик, грудной ремень, шлея, задний ремень, стремена.

сибирский тип - мягкое седло. Седло более плоское, чем саянское. Кроме седла ничего нет. Эвенки, эвены, долганы, якуты.

Посадка и управление. 1 тип - как на коне, ноги в стременах. 2 тип - посадка на оленя справа, седло на лопатках, олений посох

Ташка - вьючное седло лопарей.

Проблема возникновения оленеводства. Что? Где? Когда?

Сейчас уже неизвестно, как был одомашнен олень. По археологическим данным это невозможно определиь. Морфологически олени дикие и домашние не различаются. По преданиям олень дан верховным божеством, как явление природы.

Две гипотезы. Доминирующая - олень домистицирован среди охотников на дикого оленя. 1. Спутник оленя. Сев. олень - кочевник, охотники кочевали вместе с ними, у них появились навыки управления животными. Домистицированно стадо целиком

2. Домитикация происходила по системе "мяса на ногах". Содержание диких животных в домашних условиях. Выработка определенного стереотипа культуры.

Когда? Рубеж эр

Где?

Полицентризм - Золотарёв. Каждый народ домистицировал оленей сам. 7 центров.

Моноцентризм.

Дицентризм - 2 центра: Лопари и Сибирь. Василевич 2 центра домистикации, но в более поздний период. Под влиянием скотоводов в центральной Азии. Забайкалье, Присаянье. Для перевозки грузов и человека. вьючно-верховое - более древняя форма. 2 типа вьючно-верхового: саянский под влиянием тюрок-скотоводов, сибирский под влиянием монголов. В Южной Сибири есть археологические памятники начала первого тысяелетия. Тува, курган кокыр - деревянные фигурки оленей. Боярская пИсаница (Хакасия, Енисей) - изображены основные атрибуты скотоводческого быта. Эта гипотеза критиковалась изначально.

Все скотоводы садятся на коне слева.

1971-72 гг обоснование моноцентризма (Вайнштейн). Оленеводство выходит с Саяна. Именно в Южной Сибири есть памятники. Саянские олени самые одомашненные. Таежный олень - ручной. В Тундре просто так к нему не подойдёшь. 2 фазы истории оленеводства на Саяне. 1 фаза: домистикация оленя - рубеж эр. Горно-таежные районы Алтая, самодийцы, которые затем ушли на север. А тюрки заимствовали оленеводство. Тунгусы унесли оленеводство на север, но изменили его внешний облик. В Арктике вьючное оленеводство невозможно. К северу ближе олень мельчает. Крупный олень - конь. А далее олень мельчает, седло перемещается на лопатки, меняет свою основу, седло становится мягким.

Головнев считает, что олени были домистицированы в Арктике. И самодийцы вышли из Арктики, а не Южной Сибири. 2 центра: приуральский и восточный.

СОБАКОВОДСТВО (коррелируется с рыболовством)

Собака используется в разных функциях:

= охотничьи (лайки)

= транспорт

= собака-оленегон

В мифах собака изначально была равна человеку, она ему уподобляется. Она заменяет человеческую жертву.

= собака-пища

2 типа транспорта:

- Тягловое собаководство. Судя по всему, наиболее древнее. Отстутствие специальной упряжи и транспортного средства. Нет типологизации.

- Упряжное собаководство. Типологизируется нарта, лямка, организация самой упряжки. Либо абсолютно оригинальные типы нарт, либо хожие на оленьи упряжки.

Прямокопыльная нарта с двумя горизонтальными баранами длинная, узкая, похожая на лодку.

Прямокопыльная нарта с двумя баранами. (вертикльный и горизонтальный)

Лямка ошейника.

Цервикальный тип (шейная)

Скапулярный тип

Дорзальный тип (спинной, самый совершенный)

Вентральный тип (брюшной)

Цервико-скапулярный тип

· Амурско-гелятский тип (амурский регион). Нарта с двумя горизонт. баранами. Упряжка до 20 собак. Упряжка продольная парная. упряжь шейная. Нивхи, нанайцы, урчи.

· Восточно-сибирский. Нарта с двумя баранами, упряжка продольная переменная, упряжь дорзальная. Коряки, чукчи, камчадалы, якуты, руские полярного ореала.

· Древне-камчадальский. северо-восток, береговые группы.

· Западно-сибирский. Нарта с одним горизонтальным бараном продольная, вентральный тип упряжи.

· Северо-восточный тип. Калька с оленьего транспорта.

· Северо-западный. Северные ханты, ненцы.

Генезис. Упряжки ведут начало от тяглового собаководства.

Восточно-сибирский тип. Идёт от русских. Русские, попав в Сибирь, позаимствовали этот тип как средство передвижения, доработали её и транслировали.

ТУНДРА

ХКТ тундровых оленеводов Зап. Сибири.

Народы: тундровые ненцы, тундровые энцы и нганасаны.

Ненцы. Этноним - 30е годы от самоназвания ненец, что значит человек. До 20 х гг. существовал этноним самоед. Известен с летописи - XI век. "сама", "самэ" саамы, "една" - земля. Ненцы обитают на земле саамов. Самоед - житель земли саамской. XVIII век - восток, "юрак"- не переводится. Восточные ненцы.

Ненцы распадаются на:

культуру южных, лесных ненцев

и тундровых:

1. Европейские ненцы от Урала до Кольского п-ва. Имеют локальные названия. Ненцы Кольского п-ва, Канинские ненцы (о. Канин), ненцы Тиманской тундры, большеземельской и малоземельской тундры. Специфика

2. Азиатские ненцы - от Урала до Енисея. Приуральские ненцы, Ямальские ненцы, Низовая тундра - Гыданский п-ов - гыданские ненцы.

Уральская раса. Язык самодийский уральской языковой семьи. Кочевники. Значимых различий в языке и культуре между различными группами нет.

История. Начало русской колонизации Сибири, первые экспедиции. Самодийская проблема. Два анклава: самодийцы зап. сибири и самоедоязычное население в южной сибири. XVIII век. Между ними разрыв. Где начало самодиской общности? Где прародина?

Две взаимоисключающие гипотезы:

1. Страленберг. Прародина - Северная тундра. В поисках лушей жизни они переселились на юг.

2. Фишер. Прародина - Южная Сибирь. В связи с историческими процессами (монголы, тюрки, гунны). Это привело к переселению на север.

Середина XIX века. Кастрен Ал. М. Поиск прародины финнов. Считал, что она связана с Азией. Они мигрировали в Зап. Сибирь, а потом ушли в Скандинавию. Самоеды вышли с Саяна. То есть с юга.

Васильев В. И. "ПРоблемы этногенеза северо-самодийской общности". Чернецов 1929 г. на севере Ямала была разведка. Обнаружил другую культуру, не ненецкую. Палеазиатский этнос, морские зверобои. Впоследствиии выяснилось, что это культура охотников на дикого оленя, а не морских зверобоев.

Былички. Комплекс преданий и легенд об сиртя - невысокие люди, живут под землей, у них светлая кожа, они немые, оленей нет, они на них охоттся, отбирают у ненцев. Возможен брак между ненцами и сииртя. Многокомпонентность ненецкого этногенеза. До ненцев здесь существовала другая культура. Южно-самодийцы, пришедшие с Саяно-Алтая и тундрвые охотники местного происхождения - два компонента этногенеза ненцев. По имени рода можно было выяснить % соотношение этих народов.

Энцы - также самоедоязычный народ. у них есть аналогичные предания о сиртя, но они называются морэдэ. Описание стереотипное.

Хомич "Ненцы"

В наст. время - обратная миграция с Севера на юг. Археологи из Екатеринбурга. Головнёв А. И "Кочевники тундры". Кулайская общность - Томское приобье. Кулайская общность - протосамодийская. На Обь движение идёт с севера.

Энцы

30е гг. энцы от "энэтэ" - мужчина. До XIX века - Енисейские самоеды. Энецкий язык относится к урало-юкагирской семье. Чмсленность около 200 человек. Считается, что энецкий язык совсем ушёл. Историческое родство ненцев и энцев привело к естественной ассимиляции ненцами энцев. Две группы энцев:

- тундровые, кочевали с оленями - хантайские самоеды

- лесные - енисейские/карасинские самоеды.

История. По Васильеву - общий процесс с ненцами. В течение 18-19 века энцы попали под влияние двух народов. Селькупы пришли туда, где жили энцы. Был момент военного противостояния. Вся низовая тундра была энецкая. Конец 18 века - развитие крупностадного оленеводства ненцев. Начинается экспансия ненцев, у них не хватало места для пастбищ. Известны три ненецко-энецкие войны. Последняя в 1847 году. Энцы разбили ненцев, но сами ушли в Енисей. Оленеводы ползли с Запада на Восток. В течение 20 века - уменьшение численности. "Народы Западной Сибири".

Нганасаны

"Нэнэса", "нэнэсы" - человек.

В прошлом были известны как тавги. 1600е - "тавгийская самоядь". П-ов Таймыр. Самый североживущи народ России. Монолитный народ. Территория обитания, 2 группы:

западная группа - авамские нганасаны

восточная - вадеевские нганасаны

Таймыр содиняет западную и восточную Сибирь.

Известны с мезолита археологические памятники. Влияние шло с бассейна реки Лены. Ленская культура охотников на дикого оленя. Неолит - бассейн реки Обь. До эпохи самоедизации Таймыра. 2я половина 1 тыс. н. э. Попов А. А. "Нганасаны" 1949 г. Грачева Г. Н. "Традиционное мировоззрение охотников Таймыра".

13 ноября

Одежда оленеводов Западной Сибири.

Энцы и нганасаны - энецко-нганасанский тип одежды.

Нганасанский мужской костюм. Он составной, двойной: мехом внутрь + мехом наружу. Подол набран из горизонтальных частей шкуры. Грудная вставка выделяется цветом. Её происхождение восходит к тунгусскому нагруднику. Лямки выделены цветом. Сзади - спинная врезка

Сокуй - достаточно древняя одежда.

Женский костюм: распашная парка, шапка. Наборный подол, спинная врезка.

"Комбинэ" - комбинезон + натазник.

Обувь трубчатая. Двойная. На ногу чулок с мехом вовнутрь, а сверху камусная обувь. Снежные очки.

Орудия труда: рубящий нож, тарелка, шумовка, крючки для вытаскивания мяса из котла, шкуры для хранения вещей, женского рукоделия и т. д.

Дети играют в саму жизнь. Очень подробная интерпретация.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Тундровых ОЛЕНЕВОДОВ

1. Племя как этнографическое понятие.

Локальные племена, хотя локальность не фиксируется. Это территориальные общности - совместное проживание людей, основанное на родственной основе. Это не властные институты.

Делятся на две фратрии. Харючи (условно журавлиная)

Вануйта (коренные, местные)

Члены фратрий осознают свою принадлежность к ним. Члены харючи - нэнэй - настоящие ненцы. Вануйта - хаби - чужие, иноплеменники, даже рабы.

Состав харючи - южносибирское происхождение

Вануйто - смесь. Они чужие по отношению к харючи, но и те, и другие ненцы. Скорее всего, они потомки сииртя, а не местного самодийского населения, поэтому считаются чужими.

Фратрии эти экзогамны. Основная их функция - регулирование брачных отношений.

Род: "яркА" - ненецкий, "тыдЭ" - энецкий. Увеличение родов в XIX веке было связано с расширением оленеводства. Население распыляется. Выделилось 85 родов. Реформа 1822 г. Сперанского административного устройства народов Сибири. Царская адм. предоставила родоначальникам местного управление своим родом. Функции: экзогамия, патрилинейность, каждый род имел своё имя, что отражают сегодняшние фамилии. Это функциоирует и в настоящее время. Общая территория родовая (кочевая). "На моей земле ходи, но чум не ставь". Общие священные места. Наличие общих кладбищ маловероятно, ведь они кочевники. Родовая взаимопомощь. Дети - условно собственность рода.

Социальные объединения. Оленеводческие стойбища - это не всегда объединения кровных родственников, но скорее по территориальному признаку.

"Нэсый" - стойбища на полиэтничной основе. На основе экономических соображений.

Семья малая с сохранением полигении - многоженства. У оленеводов наращивается поголовье. Несколько жен для ведения хозяйства (если много оленей).

ЮЖНАЯ СИБИРЬ
Этнический состав

Лингвистика: тюрки, за ислючением бурят

Антропология: южносибирская раса, центрально-азиатский тип (буряты, тувинцы, южные алтайцы). Отдельно шорцы и хакасы.

С Запада на Восток:

Алтайцы: калмыки, белые калмыки (потому что джунгары - черные калмыки), алтайские калмыки

С 1930 года известны как алтайцы.

Этнолокальные группы алтайцев.

Две этнотерриториальные общности:

Южные (теленгиты, алтай-кижи, телЕсы, телеуты) Горностепные районы, классическое скотоводство. Далее - лесостепь.

Северные алтайцы (кумандинцы, тубалары,челканцы/лебединцы).

Шорцы не имеют свою автономию, живут на территории Кемеровской области.

Хакасы. Хакасско-минусинская котловина. Мягкий климат, горные районы. степные районы. Этнонимы: "хакасы" - китайская транскрипция енисейских киргизов. В 1918 г. - Хакасская область. До этого времени - минусинские/абаканские/енисейские татары. Ряд этнотерриториальных групп: многоуровневое самоопределение: татары-хакасы-...

Кызыльцы, кАчинцы, койвалы, сагайцы.

Тувинцы. "Саянцы" - жители Саян, уренхайцы - уренхайский край в составе Российской Империи. Роды никак не группируются. Основная функция - экзогамия. 95% населения - скотоводы - западные тувинцы. Тувинцы-тоджинцы. (смешанная культурная модель. на базе скотоводства обеспечивается таежная охота). Дьяконова "погребальный обряд тувинцев как исторический источник".

Тофалары. в прошлом карагасы. "кара" - черный, "гас", "ас" - люди.

Буряты. Китайские письменные источники с 13 века.

Озеро Байкал. Две этнокультурные общности: буряты прибайкалья/западные, забайкальские/восточные буряты. Племенные группы. Называются по географическим именам. Различия между вост. и зап. - культурные. Запад осваивался интенсивно русскими. Буряты стали заниматься землепашеством в конце 17- нач. 18 века. Вост. тяготеет к монгольской культуре - скотоводство, северный буддизм. Из серии народы и культуры - "Буряты".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: