Вопрос. Когнитивная лингвистика –это направления в языкознании, которые исследуют проблемы в соотношении сознания и языка

Когнитивная лингвистика это направления в языкознании, которые исследуют проблемы в соотношении сознания и языка, роль языка в конкретизации и концептуализации в познавательных процессах и обобщения человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формой их взаимодействия. (Язык как механизм познания – это объект когнитивной лингвистики).

Основатели:

- Чарльз Филлмор

- Джордж Лакофф

Когн.лингв. возникла в 20 в (в конце 20 в у нас в России)

Возникла в 21 веке точка зрения: когнитивная лингвистика – это вся лингвистикаю

Корни когнитивной лингвистики связаны с психолингвистикой.

Основные понятия:

Концепт, который может быть рассмотрен не только как лингвокогнитивное явление, но и как лингвокультурное (в лингвокультурологии). Не все концепты имеют языковую привязку.

Концепт – это единица ментальных ресурсов нашего сознания, и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека.

Информационная структура – это вся картина мира.

Типология концепта:

(по Бабушкину)

1) Концепты бывают в виде мыслительной картинки. (конекретные образы)

Пр: рыба-налим

2) Схемы (менее детальные образы)

Пр: река как голубая лента

3) Гиперонимы (очень обобщенные образы)

Пр: мбель, обувь, еда

4) Фреймы (совокупность хранимых в памяти ассоциаций)

Пр: базар

5) Инсайты (знания о функциональной принадлжености предмета)

Пр: барабан

6) Сценарии или скрипты (знание о сюжетном развитии событий)

Пр: день рождения, свадьа

7) Калейдоскопические концепты (совокупность сценариев и фреймов, связанных с переживаниями и чувствами)

П: ненависть, совесть

(по Болдыреву)

1) Конкретно-чувственный образ

Пр: конкретный телефон

2) Представления (мыслится картинка как обобщенно-чувственный образ)

Пр: телефон вообще (в те времена, когда он с этой крутилкой был, как номер набирать.):D

3) Схемы (геометрический аспект представления)

Пр: дом, человеческая фигура

4) Понятие (концепт, содержащий наиболее общие существенные признаками предмета и явления)

5)Прототип (о типичном члене определенной категории)

Пр: типичный автомобиль, типичный политик

Он формируется на основе жизненного опыта.

6) Пропозиция (обобщенная логическая модель отношения, отражаемое в глубинной когнитивной грамматике)

7) Фрейм (двухуровневая структура, состоящая из вершинных (содержащие постоянные данные) и терминальных (содержащие непостоянные признаки) узлов.

Пр верш.: сцена

Пр терм.: зрители, декорация

8) Сценарии (скрипты)

Пр: посещение театра

9) Гештальт (колейдоскопические концепты) (чувство+рациональные компоненты).

Лингвокультурный концепт.

Основатель:

По Стпеанову – это концентрат культуры, народа, человека, общности людей.

3 направления

- этнокультурные

Пр: щедрость

-социально-культурные

-индивидуальные

3 составляющие

- образ (предметно-образную)

- понятие (понятийную)

-ценность (ценностную)

По Верещагину и Костомарову:

Культурный концепт в языковом сознании представлен как многомерная сеть значений, которые выражаются лексическими, фразеологическими, паремиологическими (паремия = пословица+поговорки) единицами, прецедентными текстами, этикетными формулами, а также речеповеденческими тактиками, повторяющими аспектами социальной жизни.

Прецедентный текст – текст, обладающий целостной значимостью для определенных языковых и культурных социумов и воспроизводимых в других текстах.

Пр: сказки, Библия

Прецедентный феномен, прецедентная личность, прецедентное событие.

Теория прецедентности.

Вопрос

Языковые универсалии — свойства, присущие всем языкам или большинству из них. свойства, присущие человеческому языку в целом (а не отдельным языкам или языкам отдельных семей, регионов и т.д.). Возможность выявить универсальные свойства языка – один из важнейших выводов, к которым пришла лингвистическая наука в последние десятилетия, и одновременно существенная предпосылка большинства современных теорий языка.

Суть метода состояла в обследовании языков различных семей и регионов по одним и тем же параметрам и выявлении точек совпадения обследуемых языков, которые и назывались универсалиями.

Основной вопрос, возникающий в связи с этим методом, состоит в следующем: как можно установить, что некоторое свойство является общим для всех языков мира? Существует только один сколь бесспорный, столь и нереалистичный способ добиться такого результата: проверить на интересующее свойство все до последнего языки, на которых говорят или когда-либо говорили на Земле.

По способу обозначения:

Дедуктивные универсалии — теоретическое допущение о том, что некоторое свойство Х должно быть присуще всем языкам. Например: Во всех языках есть гласные и согласные.

Индуктивные универсалии — некоторое свойство У, которое обнаружено во всех доступных для исследователя языках, оно считается присущим всем языкам мира. Например: В каждом языке есть местоимения.

По степени универсальности:

Абсолютные универсалии (полные) — универсалии, которые не имеют исключений. Например: Во всех языках есть модальные значения.

Статистические универсалии (вероятностные) — универсалии, формулировки которых сопровождаются указанием на одно-два или три-четыре языка-исключения. Например: Почти во всех языках есть не менее 2 гласных фонем, исключения: язык аранта в Австралии.

В зависимости от логической формы:

Простые универсалии — обобщения типа «В каждом языке есть Х» (абсолютная универсалия) или «В большинстве языков есть Х» (статистическая универсалия).

Импликативные универсалиилогическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связки, соответствующей союзу «если…., то….»

Импликативная универсалия имеет вид «Если в языке А есть Х, то в нем есть и У» (абсолютная) или «Если в языке Е есть Х, то в нем с большой степенью вероятности есть и У» (статистическая).

С учетом временного фактора:

Статические универсалии — универсалии, которые констатируют наличие определенных свойств в языках.

Динамические универсалии — универсалии, которые относятся к закономерностям развития языка (филогенез) или к становлению речевой способности человека (онтогенез).

Фонетические универсалии — пример:

Количество фонем в языках мира располагаются в интервале от 10 до 81.

Морфологические универсалии — пример:

Корневая морфема не может иметь нулевую форму выражения.

В языках мира самой частой из именных категорий является категория числа.

Синтаксические универсалии — пример:

В любом языке имеются союзы.

Во всех языках имеются синтаксические конструкции сравнения.

Лексические универсалии — пример:

10 самых частых слов образуют 20% любого текста.

Во всех языках имеет место переносное употребление значений слов.





Подборка статей по вашей теме: