грамматическая форма связывает себя с грамматическим значением
грамматические значения могут быть более или менее общими. поэтому есть грам.кат и грам.значения.
кат. состоит из совокупности значений.
значения в рамках общей категории образуют грам парадигму.
словоизменительные, словообразовательные парадигмы.
грам.кат.:
1 классификационные - присущи слову во всех случаях его употребления. на базе этих категорий слово относят к тому или иному грам.классу (= часть речи). (предметность, глагольность, признаковость)
2 словоизменительные - видоизменение формы слова в контексте в рамках предложения. (категории рода, числа, падежа, лица, вида, наклонения (гл))
осуществляет функциональное осмысление слова в предложении.
классификац.кат. являются более общими, ёмкими, устойчивыми.
словоизменительные - более подвижные, конкретные, контекстнообусловленные.
что первично, лексическое значение или классификационная кат.?
сущ-ет проблема, где грань между 1 и 2, так как, например, в китайском эта грань почти отсутствует.
|
|
части речи
1 знаменательные
2 служебные (артикль, предлог, частица, союз)
Словообразовательные принципы языка.
словообразование занимает промежуточное положение между лексикологией и грамматикой
"морфологическая сторона лексикологии"
типы словообразования по форме:
1 формальное (морфологическое) (дом - домашний - одомашнивать)
2 семантическое (ручка (двери) - ручка (шариковая) военный - военный)
по языковому статусу
1 постоянное (фиксированное)
2 окказиональное
по цели (функции)
1 знаменательное (неэкспрессивное) - для обозначения нового объекта, объективная функция (чай - чайный)
2 экспрессивное - несёт субъективную, эмоциональную оценку объекта (чай - чаёк)
-семантическое словообр-ние - образуется слово-омоним путём отрыва одного из значений слова от других (ручка - ручка, военный прил - военный сущ)
-формальное
словообразовательная основа
словообразовательная форма
словообразовательное гнездо - мб более или менее развитым (ветка неразв - газ разв)
словообразовательная модель - мб более или менее продуктивной
от сл-обр гнезда путём исп-ния моделей образуются новые слова (дева девочка девичий девственный) (обед - обеденный - обедать)