Принципы оформления слова в языке. части речи. словоизменительные категории

грамматическая форма связывает себя с грамматическим значением

грамматические значения могут быть более или менее общими. поэтому есть грам.кат и грам.значения.

кат. состоит из совокупности значений.

значения в рамках общей категории образуют грам парадигму.

словоизменительные, словообразовательные парадигмы.

грам.кат.:

1 классификационные - присущи слову во всех случаях его употребления. на базе этих категорий слово относят к тому или иному грам.классу (= часть речи). (предметность, глагольность, признаковость)

2 словоизменительные - видоизменение формы слова в контексте в рамках предложения. (категории рода, числа, падежа, лица, вида, наклонения (гл))

осуществляет функциональное осмысление слова в предложении.

классификац.кат. являются более общими, ёмкими, устойчивыми.

словоизменительные - более подвижные, конкретные, контекстнообусловленные.

что первично, лексическое значение или классификационная кат.?

сущ-ет проблема, где грань между 1 и 2, так как, например, в китайском эта грань почти отсутствует.

части речи

1 знаменательные

2 служебные (артикль, предлог, частица, союз)

Словообразовательные принципы языка.

словообразование занимает промежуточное положение между лексикологией и грамматикой

"морфологическая сторона лексикологии"

типы словообразования по форме:

1 формальное (морфологическое) (дом - домашний - одомашнивать)

2 семантическое (ручка (двери) - ручка (шариковая) военный - военный)

по языковому статусу

1 постоянное (фиксированное)

2 окказиональное

по цели (функции)

1 знаменательное (неэкспрессивное) - для обозначения нового объекта, объективная функция (чай - чайный)

2 экспрессивное - несёт субъективную, эмоциональную оценку объекта (чай - чаёк)

-семантическое словообр-ние - образуется слово-омоним путём отрыва одного из значений слова от других (ручка - ручка, военный прил - военный сущ)

-формальное

словообразовательная основа

словообразовательная форма

словообразовательное гнездо - мб более или менее развитым (ветка неразв - газ разв)

словообразовательная модель - мб более или менее продуктивной

от сл-обр гнезда путём исп-ния моделей образуются новые слова (дева девочка девичий девственный) (обед - обеденный - обедать)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: