центральная связь в предложении - предикативная (между подлежащим и сказуемым)
как трактовать эту связь? с одной стороны, все понимают её фундаментальный характер. с др. стороны, с ней трудно связать другие категории.
иногда предикативную связь понимают как разновидность атрибутивной связи (глагол работает по принципу прилагательного в атрибутивном словосочетании)
в теории грамматики кат.предикативности конкурирует с кат.референции.
референция - отнесённость знака к объекту ("стол" - это именно стол, который стоит здесь)
предикация тоже выражает отнесёность содержания высказывания к объективной действительности
кат предикации как бы дублирует категорию референции
в референции речь идёт о отд объекте, а в предикации - о целостном содержании.
в предикации включается роль субъекта (автора). полная отнесённость знака к объекту должна исходить от самого субъекта. и здесь мы должны говорить об отношении человека к реальности через содержание предложения.
|
|
(референция - чистая отнесённость знака к объекту (серое небо), предикация связывает объект с субъектом. субъект - основание истины, истина порождается субъектом (Хайдеггер) (небо - серое)).
(Хайдеггер:
субъект существует, только если есть объект
если мы отмечаем несуществующий объект, нас самих как бы несуществует
поэтому мы сердимся, когда нам говорят, что мы неправы
мы ищем объект, а по сути ищем себя
(поэтому мы ставим предикацию в центр всего. это основа понимания мира, возможно наиболее гибкая)
(понятия - тоже форма понимания, но не гибкая, там жёсткое отношение. человек рискует в суждении, так как выражая истину, человек рискует выразить неистину)
таким образом, предикация - более общая категория, чем референция. референцию можно считать функцией предикации.
предикацию выстраивает автор сообщения, мы понимаем, что это его видение мира.
предикация выражает отнесённость содержания высказывания к действительности (Виноградов).
логически предикация - утверждение сказуемого относительно подлежащего.
а всякое утверждение выражает отношение тождества.
(есть 3 лог формы мысли
1 понятие
2 суждение
3 умозаключение)
здесь мы имеем разделение на объём и содержание понятия.
подлежащее выражает объём мысли, а сказуемое выражает содержание (Гегель)
объем и содержание образуют диалектику мысли. происходит большее различение и большая гибкость в выражении
предложение - не просто соединение двух понятий, но выражение единой мысли, где объём и содержание приведены в тождество.