Специфика искусства. Художественный образ, его отличие от научного понятия. Синкретизм первобытного искусства и новый «синкретизм» современного искусства

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА.

Искусство – всегда знаковая система. Сущность знака заключается в том, что собою он замещает нечто. У каждого знака имеется три стороны: означающая (имя знака), означаемая (значение знака) и актуализируемая (смысл знака).

Изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура – занимаются, на первый взгляд, изготовлением вещей. Но в действительности они пользуются вещами как знаками. Из этих вещественных знаков они создают невербальные тексты. То же самое – с остальными видами искусства, напр. в театре человек становится знаком, в музыке – звук становится знаком аудиального языка.

Все виды искусства обращены к нашим ментальным (духовно-практическим) возможностям восприятия знаков со стороны: а) внутреннего зрения; б) внутреннего слуха; в) внутренней (недискурсивной, грамматически не оформленной) речи.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — всеобщая категория художественного творчества, специфические для него способ и форма освоения жизни, «язык» искусства и вместе с тем — его «высказывание».

В контексте сравнения искусства как мышления в образах с наукой — высшей формой понятийного мышления — отчетливо просматривается разница между художественным образом и научным понятием. Научное понятие выделяет в предмете общие, сущест­венные (родовые, видовые и др.) черты. Художественный образ открывает истину через имитацию, создавая иллюзию чувственно воспринимаемых предметов.

По определению художественный образ есть проявление свободы творчества. Как и понятие, художественный образ выполняет познавательную функцию, являя собою единство индивидуальных и общих качеств предмета, однако содержащееся в нем знание во многом субъективно, окрашено авторской позицией, его видением изображаемого явления; оно принимает чувственно воспринимаемые формы, экспрессивно воздей­ствует на чувства и разум читателей, слушателей, зрителей.

И тем не менее понятийное и образное мышление следует не противопоставлять, но сопоставлять, ибо они, будучи разными спосо­бами освоения действительности, дополняют друг друга. Наука апеллирует к объективным закономерностям, искусство — к мироощущению чело­века, его настроению, жизненному опыту, расширяя и обогащая его, стимулируя деятельность сознания, утоляя многие желания, погружая его в жизнь других людей, общества, природы. Наука для своего понимания требует знания (подчас немалого), которым обладают не все; для постижения искусства нужна также подготовка, жизненный опыт. И все же понимающих поэта больше, чем понимающих ученого, ибо искусство воспринимается всеми пластами сознания, а не только разумом, всей палитрой душевной жизни.

В чем же заключаются специфические черты художественного образа?

· максимальная емкость содержания (отражение целостности образа в самой небольшой детали; пр: «Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!» Лермонтова)

· обобщение, типичность (воплощение всеобщего в индивидуальном)

· экспрессивность (выражение эмоционального отношения автора к предмету, обращение к чувствам читателей)

· самодостаточность (в отличие от науки, где понятию требуется разъяснение):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: