Искусство как язык культуры

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком. Достаточно представить хотя бы один из бесчисленных шедевров искусства, чтобы уяснить, какую актуальную значимость сохраняют они для современности, поскольку являются прежде всего памятниками (часто единственными), которые в подчеркнуто эмоциональной форме свидетельствуют о жизнедеятельности прошлых эпох, о социальных процессах и событиях из жизни тех поколений, при которых они были созданы. Даже тогда, когда от этой эпохи сохранились письменные свидетельства, объединить все это в целостность может только искусство. Происходит это потому, что искусство доносит до нас не просто сведения о фактах истории, но и в личностные переживании автора. Т.е. искусство – не только воспроизведение, но и отражение культуры того или иного времени.

Искусство, являясь особой знаковой системой, использует различные знаки.

НО! знаки художественные, которые обладают некоторой спецификой

Элемент художественной формы (мелодический оборот, архитектурная деталь или изображение отдельного предмета) имеет четыре свойства знака:

1) он обладает значением;

2) информирует нас о чем–то отличном от него;

3) употребляется для передачи информации (хотя и не обычной, а окрашенной эмоционально–эстетическим отношением автора к репрезентируемому);

4) функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято нами, оно не существует для нас как явление искусства).

НО! еще четыре свойства отличают этот художественный знак от обычного. Каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак единичен и устойчив по значению. Его различные значения зависят, с одной стороны, от ситуации и контекста, в которых оно применено («речевая полисемия»), а с другой – от его истолкования воспринимающими индивидами («языковая полисемия»), кроме того, произведения искусства всегда воспринимаются через индивида глазами «общественного субъекта» – общества («языковое значение»). Содержание (значение, которое вкладывает в него автор) прочитывается адресатом не всегда полностью адекватно. Так, специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и без изменений использован в другом контексте (в отличие от обычного знака). Наконец, самые главные отличия – это бОльшая самостоятельная роль формы художественного знака и ее иное соотношение с содержанием, чем у обычных знаков. У них в большинстве случаев материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве же даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание (как исполняется произведение, перестановка и замена слов в стихах, репродукции).

По аналогии с обычными знаками среди художественных знаков можно выделить три основных типа: художественные изображения, которые будут близки классическим знакам–изображениям, художественные «выразительные приемы» (включая интонационные знаки) и художественные «символические средства» = условные знаки (знаки–символы). Такое деление условно, т.к. в художественном произведении конкретное художественное средство характеризуется одновременно и с изобразительной, и с выразительной, и с символической стороны.

По отношению к языку искусства и понятие знаковой системы может быть применено лишь частично. Художественный язык имеет три свойства знаковой системы: связь существующих «знаков» и введение новых на основе правил, зависимость значения «знака» от его места в системе. Но другие свойства обычной знаковой системы ему не присущи. Так, невозможно составить «словарь» средств, применяемых в данном виде искусства, т.к. художник почти не использует уже готовые средства, а создает новые средства по образцу существовавших ранее. Еще одно отличие художественного языка от знаковой системы состоит в невозможности перевода созданных на его основе текстов на другой художественный язык. Здесь имеются в виду не общеизвестные случаи создания новых, самостоятельных произведений в одном виде искусства на основе образов другого вида (программное музыкальное произведение на сюжет стихотворения или картины, театральная инсценировка или киноэкранизация романа и т. п.), а именно переводы, целиком равнозначные оригиналу, способные его заменить.

Т. образом, искусство – это знаковая система особого рода, язык особого рода.

Своеобразно в искусстве воплощение чувственных образов, которые характеризуются наибольшей степенью соответствия оригиналу (объекту). Поэтому специфическую функцию знака–изображения, воплощающего такой образ, составляет сообщение о внешнем виде (или звучании) конкретного предмета, о его видимых (или слышимых) признаках (фото, изображения на этикетках, атласы растений и животных). Степень полноты и точности изображения, его сходства с объектом может быть различной в зависимости от того, какая сторона познавательно–коммуникативной функции преобладает в данном случае. В искусстве художник никогда не ограничивается только познавательной задачей, а всегда использует изображения и для того, чтобы вызвать мысли и эмоции.

Если для чувственных образов специфическим способом воплощения является изображение, то для эмоций таким способом служат знаки–признаки. Поэтому в практической жизни основная функция знаков–признаков, воплощающих эмоции, заключается в информировании других людей об отношении данного человека к событиям окружающего мира и в воздействии на их эмоциональную сферу. Формами выражения эмоций являются жесты, мимика, пантомимика и интонации человеческой речи. В искусстве специфическим способом воплощения эмоций служат «выразительные приемы», к которым относятся, во–первых, художественные средства (речитатив, пантомима и т. п.), которые имитируют реальные выразительные движения (интонации, жесты и т. п.), и, во–вторых, новые самостоятельные средства (мелодии, танцевальные па и т. п.), созданные по аналогии с реальными выразительными движениями, но не воспроизводящие последние.

В изобразительном искусстве эмоция выражается не только воспроизведением реальных жестов, но и неизобразительными средствами: цветовой гаммой, композицией, пространственным ритмом и т. п. К этому можно добавить самостоятельную экспрессивность линий и геометрических фигур: возбуждающее действие острых углов и ломаных линий, успокаивающее – плавных линий, овалов и т. п. Максимальное использование в произведениях изобразительного искусства такого рода выразительных приемов ведет к их повышенной экспрессивности.

Специфически воплощаются в искусстве и мысли. В искусстве специфическим способом воплощения мыслей (понятий) служат символические средства, аналогичные условным знакам. Так, в музыке в роли символических средств могут выступать различные мелодические (реже гармонические или ритмические) обороты и целые темы, основное значение которых нельзя воспринять в достаточной мере, если не знать, какой понятийный смысл придал им композитор. Для того чтобы понять смысл такого рода символов, надо его знать (программы, «подсказки» с помощью текста или действия в опере). В живописи примеры использования условных знаков (символов) для непосредственного воплощения мыслей (понятий), отвлеченных абстрактных идей чрезвычайно характерны для ХХ в. («Черный квадрат» К. Малевича).

Какие-то знаки чаще встречаются в том или ином виде искусства (живопись – изображения, музыка – символы и признаки, литература – символы - язык).

Итак, культура представляет собой множество разнообразных семиотических систем, бывает выражена с помощью самых различных языковых средств. Ее семиотическое понимание раскрывает ее сущность и своеобразие с одной из важнейших сторон.

+ МакЛюэн «Понимание медиа» - глава 1. «Средство сообщения есть сообщение»

Фильм «Босх»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: