Элементы и уровни субъектной организации художественного текста

Субъектная организация литературного произведения состоит в нелингвистической упорядоченности лексических, синтаксических и фонологических языковых единиц, обращенной к внутреннему слуху и внутренней речи читателя.

Субъектная организация литературного произведения – КТО говорит и КАК говорит.

Несущая конструкция: система внутритекстовых высказываний (=дискурсов).

Структурная единица уровня: участок текста, характеризующийся единством субъекта и способа высказывания. =>Граница между двумя соседними сегментами субъектной организации=смена субъекта речи (т.е. смена того, кто говорит).

Уровни субъектной организации художественного текста:

1. Внешний (открыт первоначальному впечатлению): субсистема голосов (речевых субъектов).

Последовательность внутритекстовых высказываний требует «субъектной детализации». Этот уровень характеризуется глоссами, глоссаризация (=речевые характеристики, которые создают эффект распределенности текста между несколькими субъектами. Т.Е. КАК ГОВОРИТ КАЖДЫЙ ИЗ СУБЪЕКТОВ РЕЧИ).

2. Несущий (срединный, скрыт от поверхностного впечатления): субсистема внутритекстовых дискурсов (композиция).

3. Внутренний (тончайший по своей организации): субсистема ритмических рядов (ритмотектоника целого)

Ритм или ритмические ряды, (в отличие от глоссаризации) подводит общий знаменатель под все членения и размежевания текста (Т.Е. СОЗДАЕТ ОБЩИЙ ВИД ТЕКСТА). Ритмика интонирует всю субъектную организацию литературного произведения в ее взаимоналожениях и взаимодействиях с объектной организации текста.

Итог: Глоссаризация=детали/Ритм=общий вид.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: