Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств. В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый и важный для общества вид искусства. «Поэзия, — утверждал В. Г. Белинский, — есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость искусства...» (25, 7, 9).
Это суждение весьма характерно для эстетики прошлого столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белин-
ский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.
Благодаря своим широким познавательным возможностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и хореографии.
|
|
Вместе с тем в приведенном высказывании Белинского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко говорят, составляют «семью муз». И литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества.
Соотношения между видами искусства исторически изменчивы. Так, в раннем, синкретическом искусстве доминировали танец и пантомима. Для античности характерно преобладание скульптурной пластики. В европейской средневековой культуре (как и в ряде восточных стран) наиболее влиятельным видом искусства была архитектура. Эстетика эпохи Возрождения и классицизма основывалась преимущественно на опыте живописи. В теориях немецкого романтизма «первые места» в искусстве делили музыка и поэзия. И только в реалистической эстетике XIX—XX вв. пальма первенства была отдана литературе.
В наше время оказалась актуальной и острой проблема «сосуществования» литературы с кинематографией и особенно с телевидением. Ряд зарубежных специалистов утверждает, что письменность (в частности, и художественная литература) исторически себя исчерпала и вынуждена уступить место новой форме массовой коммуникации — телевидению'. В основе таких представлений — резкая недооценка значения интеллектуальных и идеологических начал человеческого существования, которые воплощены в письменной речи. Хотя на протяжении последних десятилетий и произошло заметное переключение внимания широкой публики с книги на телеэкран,
|
|
1 Критический анализ подобных взглядов М. Маклюэна дан в статье Ю. Давыдова «Гедонистический мистицизм и дух «потребительского общества»//Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественное произведение и личность. М., 1975.
литература остается (и, бесспорно, останется) авторитетным видом искусства.
Все сказанное о специфических свойствах искусства вообще и литературы в частности служит основой для понимания отдельных произведений художественной словесности — различных сторон их содержания и, далее, их формы.