Место литературы в ряду искусств

Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств. В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый и важный для общества вид искусства. «Поэзия, — утверждал В. Г. Белинский, — есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость искус­ства...» (25, 7, 9).

Это суждение весьма характерно для эстетики прошло­го столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белин-


ский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.

Благодаря своим широким познавательным возмож­ностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графи­ке, в музыке и хореографии.

Вместе с тем в приведенном высказывании Белин­ского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко говорят, составляют «семью муз». И литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества.

Соотношения между видами искусства исторически изменчивы. Так, в раннем, синкретическом искусстве доминировали танец и пантомима. Для античности харак­терно преобладание скульптурной пластики. В европейской средневековой культуре (как и в ряде восточных стран) наиболее влиятельным видом искусства была архитектура. Эстетика эпохи Возрождения и классицизма основывалась преимущественно на опыте живописи. В теориях немецко­го романтизма «первые места» в искусстве делили музыка и поэзия. И только в реалистической эстетике XIX—XX вв. пальма первенства была отдана литературе.

В наше время оказалась актуальной и острой проблема «сосуществования» литературы с кинематографией и осо­бенно с телевидением. Ряд зарубежных специалистов утверждает, что письменность (в частности, и художест­венная литература) исторически себя исчерпала и вынуж­дена уступить место новой форме массовой коммуника­ции — телевидению'. В основе таких представлений — резкая недооценка значения интеллектуальных и идео­логических начал человеческого существования, которые воплощены в письменной речи. Хотя на протяжении последних десятилетий и произошло заметное переключе­ние внимания широкой публики с книги на телеэкран,

1 Критический анализ подобных взглядов М. Маклюэна дан в статье Ю. Давыдова «Гедонистический мистицизм и дух «потребительского общества»//Теории, школы, концепции (критические анализы): Худо­жественное произведение и личность. М., 1975.


литература остается (и, бесспорно, останется) авторитет­ным видом искусства.

Все сказанное о специфических свойствах искусства вообще и литературы в частности служит основой для понимания отдельных произведений художественной сло­весности — различных сторон их содержания и, далее, их формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: