Эмоциональная оценка социальных характеров, заключая в себе их идейное утверждение или идейное отрицание, всегда вытекает из их осмысления писателем и, далее, из особенностей его миросозерцания, его общественных взглядов на жизнь. Но в не меньшей мере она определяется и объективными особенностями самих изображенных характеров и должна соответствовать этим особенностям в их утверждении и отрицании.
Когда Чернышевский писал о трех задачах искусства, он назвал последнюю из них «вынесением приговора», который искусство «произносит» изображаемым явлениям жизни. Этим он сравнил писателя с судьей. В результате разбирательства дела суд выносит обвинительные или оправдательные приговоры тем лицам, которые отвечают перед законом за свои действия, иногда за всю свою деятельность. И в интересах не только тех, кто предстал перед судом, но и в интересах всего общества и оправдательные, и обвинительные приговоры суда должны быть справедливыми. Для этого суд должен тщательно разобрать все обстоятельства дела с точки зрения юридических, а иногда и моральных норм. И суд должен исходить в своих приговорах из того, чего на самом деле объективно достоин каждый, представший перед ним, а не из каких-либо преднамеренных и предвзятых мнений, субъективных симпатий и антипатий. В противном случае его приговоры могут оказаться несправедливыми, ложными.
|
|
В содержании художественных произведений, особенно литературных, происходит нечто подобное в еще большей степени. Ведь писатель выносит свой «приговор» не отдельным реальным личностям, а социальным характерам — вымышленным героям, воплощающим в себе существенные свойства жизни целых социальных слоев и движений определенной страны и эпохи. Поэтому со-
циальные силы, которые представляют общество в его историческом развитии, всегда бывают глубоко заинтересованы в том, чтобы «приговоры», выносимые писателем различным социальным характерам, были справедливы. Для общества очень важно, чтобы писатель выражал такое идейно-эмоциональное осмысление изображаемых характеров, которого эти характеры действительно достойны по объективным, существенным свойствам своей жизни, по своему месту и значению в национальной жизни вообще, в перспективах ее развития.
Утверждающего, оправдывающего, возвышающего идейного осмысления и эмоциональной оценки достойны те социальные слои, жизнь и деятельность которых имеет положительное, прогрессивное значение для всего общества, для его исторического развития. Отрицающего, осуждающего, разоблачающего осмысления и оценки заслуживают те слои общества, чья жизнь и деятельность так или иначе препятствует национальному развитию, в той или иной мере наносят ему ущерб, имеют регрессивное и реакционное значение. Идейно-эмоциональное осмысление характеров в соответствии с их объективным национально-историческим значением, положительным или же отрицательным, само получает тем самым общественно национально-прогрессивную значимость. Это исторически объективная правдивая тенденция произведения. И наоборот, утверждающее идейно-эмоциональное осмысление таких характеров, которые по своему объективному значению для жизни общества достойны отрицания, и идейное отрицание тех характеров, которые в исторической перспективе жизни общества заслуживают идейного утверждения, представляют собой исторически объективную ложную тенденцию произведения, имеющую национально-реакционное значение.
|
|
Так, в I части «Мертвых душ» Гоголь выразил сати-рико-юмористическое отрицание пустой и самодовольной жизни крепостнического, реакционного чиновно-поме-щичьего общества в русском губернском городе и окружающих его усадьбах. И эта оценка вполне соответствовала самой сущности изображаемых характеров, она была исторически правдивой и осталась таковой навсегда. Во II же части «Мертвых душ», особенно в образах помещика Костанжогло и откупщика Муразова, Гоголь тщетно пытается найти в жизни тех же слоев русского общества
положительные свойства и дать им идейно-утверждающую эмоциональную оценку. Такая оценка противоречила сущности изображаемых характеров: она была исторически ложной, национально-реакционной. Писатель идеализировал то, что объективно не было достойно идеализации. Вот почему Гоголю, большому и чуткому художнику, так долго творчески не удавалась вторая часть его «поэмы»; он так и не смог закончить ее до своей смерти.
Из этого не следует, что жизнь и деятельность господствующих слоев классового общества всегда заслуживает только отрицательного осмысления и оценки. В определенные исторические эпохи различные слои господствующего класса и создаваемая ими государственная власть, угнетавшая трудящиеся массы своей страны, осуществляла тем не менее национально-прогрессивную политическую и культурную деятельность, достойную соответствующего идейно-эмоционального осмысления в произведениях художественной литературы.
Так, в России в первой четверти XVIII в. происходила быстрая перестройка материальной и духовной национальной культуры на передовой западноевропейский лад. Происходила она по инициативе и при активнейшем личном участии царя Петра I. Вместе с тем Петр впервые полностью ввел в России самодержавный принцип правления (абсолютную монархию), он сохранил крепостное право и часто жестоко и грубо применял власть при проведении своих реформ. Но реформы эти имели огромное общенациональное значение, благодаря им Россия стала одной из мировых держав. Поэтому и позднее, на протяжении XVIII в., русские передовые писатели во главе с Ломоносовым и Фонвизиным с восхищением напоминали в своих одах, поэмах и драматических произведениях о деятельности Петра, ставили его в пример русским царицам — Елизавете, Екатерине II, стремясь побудить их к продолжению политики великого предшественника. Через сто лет после смерти Петра I Пушкин возвеличил его в поэме «Полтава». Идейная тенденция этих произведений была исторически правдивой и для тех времен национально-прогрессивной.
Пушкин прославлял Петра и построенную им новую столицу и во вступлении к поэме «Медный всадник». Но проблематика этой поэмы в целом гораздо сложнее: поэт не только любовался столицей, созданной в прошлом прогрессивной самодержавной властью, которая к его времени уже потеряла свое национально-прогрессивное зна-
|
|
' 109
чение, но и раскрыл в поэме другую сторону деятельности русского самодержавия — ее антинародность, ее губительность для жизни трудящихся масс. Он изобразил в поэме гибель мелкого петербургского чиновника Евгения и его невесты Параши от страшного наводнения, которое нанесло большой ущерб столичной бедноте и которое вообще произошло потому, что Петр основал город «под морем», не считаясь со страданиями и даже жизнью народных низов. Поэтому образ медного всадника выступает в поэме как символ былой национальной прогрессивности самодержавной власти и вместе с тем как символ всегдашней и неизменной ее антинародности. Обе стороны идейной направленности поэмы — и идейное утверждение самодержавной власти, и ее идейное отрицание, — при всей их внутренней противоречивости, имели и имеют до сих пор исторически правдивое значение.
К середине XIX в. самодержавие окончательно утратило свою прогрессивность и в его деятельности возобладали реакционные, антинародные тенденции, которые проявлялись как в отношении к народу, так и в отношении к представителям передовой общественной мысли — декабристам, революционерам-демократам, народовольцам. Поэтому ее отрицание стало исторически прогрессивным.
С такой оценкой самодержавной власти мы встречаемся в сатирах Салтыкова-Щедрина, в частности в «Истории одного города». В лице гротескно изображенных глупов-ских градоначальников Щедрин выявляет различные типы самодержавных правителей. Раскрывая «способности» каждого из градоначальников, писатель показывает, каковы конкретные проявления политики русского самодержавия и в чем ее реакционность, достойная всяческого осуждения. Это бессмысленная жестокость и несправедливость, глубоко враждебное отношение к народу, его беспощадное угнетение и подавление, нетерпимость к инакомыслящим («хватали, ловили, секли, пороли, описывали и продавали»), организация бессмысленных войн, нелепое понимание цивилизаторской деятельности и т. п.
|
|
На современном этапе исторического развития в разных странах выступают различные социальные и политические силы. В их деятельности обнаруживаются разные тенденции. Но как в жизни, так и в литературе эти силы получают различную оценку, соответствующую или не соответствующую их сущности.
Так, одним из очень значительных исторически прогрессивных движений 30-х годов нашего века была на-
ционально-революционная, антифашистская борьба в Испании (1936—1939), возглавленная республиканцами и поддержанная представителями различных прогрессивных партий, в особенности коммунистами всех стран. Эта война оставила заметный след в мировой литературе (Э. Хемингуэй, Б. Брехт, К. Чапек), в том числе в советской (документальные очерки И. Эренбурга, «Испанский дневник» М. Кольцова, повесть К. Паустовского «Созвездие гончих псов», пьеса А. Афиногенова «Салют, Испания!» и др.). Испанская тема нашла отражение в мировой поэзии — в стихах П. Неруды, Н. Гильена, Н. Вапцарова, П. Элюара. В большинстве произведений, посвященных этой борьбе, обнаруживается исторически истинная оценка событий, отмечается стремление защитить, утвердить, отстоять и возвысить тот пафос, который воодушевлял испанских борцов и всех тех, кто помогал или сочувствовал им в справедливой борьбе за свободу и независимость против реакционных национальных сил и мирового фашизма. При этом надо, конечно, иметь в виду, что глубина понимания социальных противоречий, которые вызвали к жизни это движение, и перспектив его развития в творчестве разных художников мира была различной.
Произведения, содержащие в себе исторически истинную оценку изображаемых явлений и характеров, являются исторически прогрессивными по своему содержанию.
Глава V