Литературные роды не отделены друг от друга непроходимой стеной. Нередко произведения эпические в своей основе содержат эпизоды лирического характера: в повествование о событиях вторгаются эмоциональные раз-
мышления автора. Таковы знаменитые лирические отступления в «Дон-Жуане» Байрона, «Евгении Онегине» Пушкина, «Мертвых душах» Гоголя. Своего рода лирические отступления встречаются и в драматических произведениях. Так, многочисленные песни (зонги) в пьесах Брехта периодически прерывают изображаемое действие. В иных случаях произведения лирические по преимуществу приобретают порой повествовательный, эпический характер. Такова, например, глава «На Ангаре» в поэме Твардовского «За далью — даль».
Литература знает немало произведений, в которых эпическое и лирическое начала соединяются на равных правах. Их называют лиро-эпическими. Так, главы поэмы «Хорошо!» объединены прежде всего единым умонастроением поэта, которое порой выражается непосредственно и обнаженно. В этом смысле произведение Маяковского представляет собой цепь эмоциональных размышлений, тон которых задается первой и последними главами, собственно лирическими. Но те же девятнадцать глав поэмы являют собой и величественную хронику революции: предельно компактное, но вместе с тем тщательное изображение исторических событий с помощью повествования. Ярки главы, посвященные Милюкову, офицерам, штурму Зимнего, Блоку. Подобным же образом организованы некоторые из больших стихотворений Некрасова, например «Размышления у парадного подъезда», где кратко изображенное уличное происшествие оказывается поводом для прямого выражения гражданской скорби поэта.
|
|
Лиро-эпическими являются произведения так называемой лирической прозы. Так, повести А. де Сент-Экзюпери построены в виде цепи лирических раздумий, к которым как бы подключается повествование о событиях. Автор «Планеты людей» пространно размышляет о душевной близости людей, о том, что способно их объединить, о силе человеческой воли и, как бы иллюстрируя свои мысли, рассказывает несколько случаев из жизни летчиков — своих друзей и своей собственной. Нечто подобное (хотя здесь более резко выражено эпическое, повествовательное начало, нежели лирическое) характерно для ряда произведений Ю. Смуула, О. Берггольц, В. Солоухина.
Однако далеко не все лиро-эпические произведения являют собой чередование эпизодов эпического и лирического характера. К лиро-эпике относится ряд сти-
хотворных произведений, образность которых имеет символический характер и является одновременно как эпической, так и лирической. Такие поэмы, как «Демон» Лермонтова, «Соловьиный сад» Блока, «Крысолов» Цветаевой, воспринимаются прежде всего как эпическое повествование, но в конечном счете и как лирическая медитация. К подобной лиро-эпике относятся многие баллады, например «Воздушный корабль» Лермонтова, где повествование о посещении мертвым Наполеоном родной ему Франции является как бы поводом для воссоздания характерной для поэта лирической атмосферы одиночества и тоски. Эмоциональное размышление (медитация) и повествование о событиях, таким образом, в ряде лиро-эпических произведений составляют нерасторжимое целое, находясь друг с другом в гармоническом равновесии.
|
|
В предыдущих главах характеризовались понятия, относящиеся в основном к предметной изобразительности и композиции произведений. Третья сторона формы — художественная речь — требует своей сложной системы понятий, которая рассматривается в последующих главах.
Глава XIII ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ