Лиро-эпические произведения

Литературные роды не отделены друг от друга непро­ходимой стеной. Нередко произведения эпические в своей основе содержат эпизоды лирического характера: в по­вествование о событиях вторгаются эмоциональные раз-


мышления автора. Таковы знаменитые лирические от­ступления в «Дон-Жуане» Байрона, «Евгении Онегине» Пушкина, «Мертвых душах» Гоголя. Своего рода лири­ческие отступления встречаются и в драматических про­изведениях. Так, многочисленные песни (зонги) в пьесах Брехта периодически прерывают изображаемое действие. В иных случаях произведения лирические по преимущест­ву приобретают порой повествовательный, эпический ха­рактер. Такова, например, глава «На Ангаре» в поэме Твардовского «За далью — даль».

Литература знает немало произведений, в которых эпическое и лирическое начала соединяются на равных правах. Их называют лиро-эпическими. Так, главы поэ­мы «Хорошо!» объединены прежде всего единым умона­строением поэта, которое порой выражается непосредст­венно и обнаженно. В этом смысле произведение Ма­яковского представляет собой цепь эмоциональных раз­мышлений, тон которых задается первой и последними главами, собственно лирическими. Но те же девятнадцать глав поэмы являют собой и величественную хронику ре­волюции: предельно компактное, но вместе с тем тщатель­ное изображение исторических событий с помощью по­вествования. Ярки главы, посвященные Милюкову, офице­рам, штурму Зимнего, Блоку. Подобным же образом ор­ганизованы некоторые из больших стихотворений Некра­сова, например «Размышления у парадного подъезда», где кратко изображенное уличное происшествие оказы­вается поводом для прямого выражения гражданской скорби поэта.

Лиро-эпическими являются произведения так называ­емой лирической прозы. Так, повести А. де Сент-Экзюпери построены в виде цепи лирических раздумий, к которым как бы подключается повествование о событи­ях. Автор «Планеты людей» пространно размышляет о душевной близости людей, о том, что способно их объ­единить, о силе человеческой воли и, как бы иллюстрируя свои мысли, рассказывает несколько случаев из жизни лет­чиков — своих друзей и своей собственной. Нечто подоб­ное (хотя здесь более резко выражено эпическое, повест­вовательное начало, нежели лирическое) характерно для ряда произведений Ю. Смуула, О. Берггольц, В. Солоухи­на.

Однако далеко не все лиро-эпические произведения являют собой чередование эпизодов эпического и ли­рического характера. К лиро-эпике относится ряд сти-


хотворных произведений, образность которых имеет сим­волический характер и является одновременно как эпи­ческой, так и лирической. Такие поэмы, как «Демон» Лер­монтова, «Соловьиный сад» Блока, «Крысолов» Цветаевой, воспринимаются прежде всего как эпическое повествова­ние, но в конечном счете и как лирическая медитация. К подобной лиро-эпике относятся многие баллады, на­пример «Воздушный корабль» Лермонтова, где повество­вание о посещении мертвым Наполеоном родной ему Франции является как бы поводом для воссоздания ха­рактерной для поэта лирической атмосферы одиночества и тоски. Эмоциональное размышление (медитация) и по­вествование о событиях, таким образом, в ряде лиро-эпических произведений составляют нерасторжимое целое, находясь друг с другом в гармоническом равновесии.

В предыдущих главах характеризовались понятия, от­носящиеся в основном к предметной изобразительности и композиции произведений. Третья сторона формы — художественная речь — требует своей сложной системы понятий, которая рассматривается в последующих гла­вах.

Глава XIII ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: