Речь и язык. Разновидности речи

Непосредственно воспринимаемая сторона формы ли­тературных произведений — это их словесный строй, или особенности их художественной речи.

В обычном словоупотреблении «речью» называют от­дельное ораторское выступление (кто-то где-то произнес речь). В филологических науках это слово имеет более широкое значение: «речью» называют не какое-то одно развернутое устное высказывание, а всю словесную де­ятельность людей, все и всякие их высказывания, сло­весные выражения мыслей на каком-то национальном языке.

Филологи различают, следовательно, речь и язык. Язык — это тот запас слов и те грамматиче­ские принципы их сочетания в предложениях, ко-


торые живут в сознании людей той или иной националь­ности и с помощью которых эти люди всегда могут об­щаться между собой. Речь — это язык в действии, это самый процесс словесного общения между людь­ми, который всегда возникает в определенных условиях жизни и заключается в выражении определенных мыслей, окрашенных определенными чувствами и стремления­ми. Для выражения мыслей и чувств, возникающих в разных условиях жизни, люди находят в общем запасе слов родного языка различные слова и выражения и, при­меняя их в своей речи, по-разному пользуются общими грамматическими принципами, свойственными их языку.

Значит, определенный подбор слов и определенные синтаксические конструкции в речи зависят от особен­ностей эмоционально-мыслительного содержания тех или иных высказываний. Так, речь научных и философских работ сильно отличается в этом от­ношении от речи политико-публицистических статей и ораторских выступлений, или от речи юри­дических и канцелярских документов, или от речи религиозных книг и обрядов, или от речи художественных произведений. Все это различные виды речи, в которых отдельные высказывания всег­да отличаются общественной направленностью, внешней законченностью и обычно оформляются письменно.

От этих видов речи отличается разговорная устная речь, представляющая собой процесс словесного общения людей в повседневной жизни. В разговорной речевой практике отдельные высказывания часто лишены законченности.

В устной разговорной речи более или менее отчетливо проявляются, с одной стороны, разные языковые территориальные диалекты, или говоры, ас дру­гой — различные речевые социальные диалекты. Областные говоры исторически возникают как разновид­ности национального языка, они свойственны коренному населению определенной местности и обнаруживают исто­рически большую устойчивость в фонетических, лекси­ческих и грамматических особенностях. Социальные ди­алекты принадлежат отдельным прослойкам общества раз­ных местностей, зависят от своеобразия их духовной и материальной культуры, профессии и исторически гораздо более подвижны и изменчивы.

На основе национального языка с его местными го­ворами, проявляющимися преимущественно в устной ре-


чевой практике, возникает литературный язык того или иного народа. Литературный язык складывается на относительно высоком уровне культурного развития народа. Он постепенно исторически формируется в пись­менных и ораторских видах речи, в особенности в речи художественной, публицистической, юридической, а в не­которые эпохи также в речи церковных книг и песнопе­ний. Письменные и ораторские виды речи, в результате усложнения их общественно направленного содержания, обогащают лексику и фонетику национального языка. Они создают в нем новые слова и обороты (иногда заимст­вуя их из других национальных языков), разрабатывают и совершенствуют его грамматический строй, подчиняя все эти стороны языка относительно устойчивым, хотя исторически и изменяющимся нормам. В результате возникает национальный литературный язык как лексико-грамматическая система, гораздо более богатая и совер­шенная, чем областные говоры и социальные диалекты.

Но и в национальном литературном языке могут воз­никать свои социальные, культурные, профессиональные диалекты. Такова, например, литературная речь образо­ванных слоев русского дворянства, особенно второй по­ловины XVIII и XIX в. В этой социальной среде многие люди с детства овладевали французским языком, обычно с помощью иностранных гувернеров, и затем вводили в русскую литературную речь множество французских слов и оборотов — галлицизмов. Иной социальной диалект-ностью отличалась, например, литературная речь образо­ванных русских разночинцев второй трети XIX в. Многие люди из этой среды достигли высокого уровня образован­ности, получив начальное образование в церковных учеб­ных заведениях — бурсах, семинариях, духовных акаде­миях; в дальнейшем в своих письменных сочинениях — научных, публицистических, литературно-критических статьях, повестях, переписке — они часто употребляли слова и синтаксические конструкции, характерные для церковных книг, написанных на церковнославянском (древнеболгарском) языке. Это были славянизмы в рус­ской литературной речи.

Итак, надо различать национальный язык с его областными говорами и с его исторически склады­вающимися и меняющимися литературными нормами и употребляющие этот национальный язык различные в и-д ы речи — устной и письменной — с ее социальными Диалектами и разным уровнем литературности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: