Выходит, что западная модель образования нацелена на обучение масс, а наше носит индивидуальный характер?

Не стоит так рубрицировать. Я бы сказал иначе. У них среднее культурное образование, безусловно, выше. Но по высокому счету они образованы плохо. А у нас в аудитории сидит либо полное невежество, либо блестящий студент. Тут можно окончить университет, не посещая занятий. Все зависит исключительно от личности. Если ты увлечен своим делом и тебе повезло с личным общением, с наставником, ты станешь блестящим профессионалом. Такие работают не за деньги, а за любовь к своему делу. Подобных людей крайне мало. Воспитываются они в жесточайших научных условиях... На Западе же великолепная материальная база. У нас страна нищая и система нищая. Некоторые работают за идею, а остальные только за деньги. Отсюда и взяточничество. Не потому что люди плохие, а потому что жить не на что.

Наших студентов в массе своей не интересует качество образования, им нужны лишь корочки. Большинство выскочило из-под своего хлева, они пожили в городе студенческие годы и им уже не хочется в этот хлев возвращаться. А без университетского диплома тебя никуда не возьмут. Говорят, что сейчас чуть ли не кондукторов только с высшим образованием принимают. В результате происходит резкая маргинализация образования. А научно-озабоченные личности составляют в таких системах меньшинство. Я тебе рассказывал, как без денег раскапывались курганы. Мне и друзья-физики подобные истории рассказывали из своей области. У наших физиков нет никакого оборудования. На старых самодельных приспособлениях они совершают феерические открытия. Из каких-то запчастей сооружают любые приборы. И эти приборы работают. Они так соорудили синхрофазотрон, примерно. Потому, что это очень увлеченные и талантливые люди, которые согласны работать за гроши. Более умные физики, типа Миши Фойгеля, становились теоретиками. Благодаря таким людям советская физика оказалась передовой.

Наша наука выращивает гениев, а западная производит среднестатистическое быдло. У них нет, на самом деле, стимула к научной работе и условий для увлечения ею. Потому что они живут в достатке, им не надо работать на второй или третьей работе или писать диссертации за бабки, чтобы семья с голоду не опухла.

А у нас наоборот. Хотя наши экстремальные условия жизни имеют двоякое воздействие, я бы так сказал. С одной стороны, они убивают всяческое желание заниматься чем-то разумным, добрым и вечным. Потому что элементарно не на что жить... Теперь представь себя в системе западного образования. Можно я скажу? Ты не такой уж безумно молодой человек. В твоем возрасте некоторые генералами в царствование, например, Александра І, становились. Не говоря уже о каком-нибудь Александре Македонском. По объективному рейтингу ты превосходный ученый. У тебя тридцать научных работ. Ты автор книги, и не одной. Рейтинг твой в ученом мире очень высок, хотя бы даже с той точки зрения, что он скандален. То, что нас с тобой ненавидят, нервничают, злобствуют, раздражаются и вообще очень суетятся по этому поводу – это и есть рейтинг. Тем более что значительная часть культурного сообщества на нашу деятельность реагирует весьма благожелательно. И даже восторженно. Но что тебе за это платит социальная система? Да, у тебя сейчас нет ученой степени. Но разве в этом дело? Тебе платят такие деньги, прожить на которые невозможно. Это показательный пример всей системы в целом.

Даже если ты плюнешь на все эти трудности и станешь великим ученым, тебе что-нибудь заплатят? Нет. Моя научная карьера, например, состоялась по максимуму. А что мне за это платят, успешному профессору и академику? Мне платят столько же, сколько уборщице в гардеробе любого занюханного европейского университета. Таков мой оклад и я счастлив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: