Художественное воображение

Признаки Реальное (пластическое) Аффективное (расплывчатое)
1. Характер ассоциаций (зрительные, двигательные, четкие, пластичные) 1. Характер ассоциаций (звуковые, двигательные, расплывчатые, неясные)
2. Связь ассоциаций (объективная, логика предмета) 2. Связь ассоциаций (субъективная, логика чувств)
3. Закономерность развития ассоциаций 3. Закономерность развития ассоциаций
4. Принцип противоречия, самодвижение образов 4. Принцип конечности заданности

2. МЕТОНИМИЕЙ (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе - названия материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает. При метонимии предметы, объединяемые названием, каким-то образом связаны. Возможны самые различные ассоциации по смежности: название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся (Ликует буйный Рим...); название сосуда используется в значении содержимого (...Шипенье пенистых бокалов...); имя автора заменяет название его произведений (Траурный Шопен громыхал у заката) и т.д.

К более сложным случаям метонимии относятся такие, когда одно название получают действие и его результат (Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых, под шепот старины болтливой, рукою верной я писал, примите ж вы мой труд игривый...); название орудия действия переносится на само действие (...Их селы и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам...); состояние человека характеризуется через внешнее проявление этого состояния (...Лукерья, по которой я сам втайне вздыхал...). Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание «перекрахмаленный нахал» характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. - Бунин). Источники метонимического сближения понятий неисчерпаемы, что дает большой простор творческому использованию этого тропа [Трактиров нет. В избе холодной высокопарный, но голодный для виду прейскурант висит... (Пушкин); И бредет гармонь куда-то, только слышится едва... (Твардовский)].

СИНЕКДОХА (гр. synecdochē - соподразумевание, соотнесение). Разновидность метонимии, количественная метонимия. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. Можно выделить несколько разновидностей синекдохи. Чаще всего используется синекдоха, состоящая в употреблении формы единственного числа вместо множественного, что придает существительным собирательное значение. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). Название части предмета может заменять слово, обозначающее весь предмет (Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой! - Пушкин). Наименование отвлеченного понятия нередко употребляется вместо названия конкретного (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя). Синекдоха используется в различных функциональных стилях. Например, в разговорной речи распространены синекдохи, получившие общеязыковой характер (умного человека называют голова, талантливого мастера - золотые руки и т.д.). В книжных стилях, в особенности в публицистическом, часто встречаются синекдохи: 302 миллиона долларов «утонуло» в Тихом океане, когда раскаленные обломки межпланетной станции «Марс-96» на огромной скорости вонзились в воду.

№7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: