Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:
1) потребители информации;
2) производители информации.
К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении информации разного вида и назначения, необходимой им прежде всего для принятия соответствующих решений в повседневной деятельности.
К числу потребителей относятся граждане, юридические лица, общественные объединения, фирмы, учреждения и предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления, другие структуры, запрашивающие информацию и пользующиеся ею.
Правоотношения, в которые вступают потребители и производители информации, устанавливаются нормами федеральных законов и иных нормативных актов в зависимости от вида обрабатываемой информации.
Пользователями или потребителями информации (лица, запрашивающие информацию) являются граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации, общественные объединения, иные лица, обладающие правами юридического лица. Они обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцем необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация ограниченного доступа).
|
|
При этом устанавливается, что владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из этих ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Информация, полученная гражданами и организациями на законных основаниях из государственных информационных ресурсов, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.
Основные виды информации: открытая информация как объект гражданских прав; документированная информация, в том числе официальные документы и обязательно представляемая информация; массовая информация; информация ограниченного доступа.
Законами и другими нормативными актами устанавливается порядок поиска и получения такой информации потребителем, права и обязанности потребителя информации, а также права, обязанности и ответственность производителя информации в зависимости от вида информации и формы ее отображения.
|
|
Обеспечение права на поиск и получение информации перечисленных выше видов осуществляется нормами институтов массовой информации, интеллектуальной собственности, документированной информации (информационных ресурсов). Ниже мы рассмотрим вопросы правового регулирования отношений по доступу к документированной информации из государственных информационных ресурсов. О реализации права на поиск и получение массовой информации, произведений, информации ограниченного доступа будет сказано в других разделах при рассмотрении содержания правовых институтов с одноименными названиями.