Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)

Диалог — преимущественно устная речь, протекающая в условиях непосредственного контакта. Слагается из высказываний нескольких (как правило, двух) лиц. Высказывания — реплики. Реплики диалогов чередуются непринуждённо и свободно. Мгновенный отклик на прозвучавшее высказывание. Непрерывность говорения. Диалогическая речь вполне допускает лексические неточности, грамматическую сбивчивость. Высказывание намёком и понимание полудогадкой — неофициальность и непубличность беседы.

Официальные беседы — нормированность.

Публичные беседы. Одна из разновидностей публичных диалогов — дискуссии и диспуты.

Диалог обычно сопровождают мимика и жесты.

В Греции диалог — жанрообразующая роль.

Монологическая речь — 1) устная речь 2) внутренняя 3) письменная

Уединённые (одиночество или психологическая изоляция от окружающих — автокоммуникация) и обращённые монологи (могут иметь неограниченно большой объём, апелляция к группе слушающих). Обращённый монолог — ораторское искусство. Адресованный публике монолог — продуманный, упорядоченность, чёткая организованность. Оказываются воспроизводимыми.

Оба вида текста подчёркивают авторство. В лирической поэзии интонационное начало — доминанта.

Литературное произведение — авторский монолог, обращённый к читателю.

Носителями диалогов и монологов в художетсвенном тексте являются и повествователи, и лирические субъекты и персонажи. Часто в рамках диалогов существуют монологи. Поток сознания — внутренний монолог царит над всем.

Диалогичность — высказывания служат звеном общения людей и обогащают их духовный опыт. Бахтин — каждая мысль — реплика незавершенного диалога.

Монологичность — мышление и речь направлены на безгласую вещь или абстракцию.

важнейшие композиционные принципы диалога — отчетливо ощутимая динамичность тематического развития и отдельные этапы этого тематического развития, в к-рые участники Д. должны вносить разнообразие. Художественность Д. и определяется тем, насколько собеседники дополняют один другого в смысле динамической модификации темы, т. е. насколько именно они «нужны» в определенном Д. Как определительный компонент драматических произведений Д. существенно отличается от Д. как жанра. В диалогическом жанре налицо установка на силу и убедительность высказывания, на полноту и многообразие развития темы; диалог в драме является средством борьбы между определенными лицами, поставленными в определенное положение самозащиты и нападения. Драматургу важно показать не убедительную жизненность известного строя мыслей как автору диалогического жанра, а субъективное использование некоторой истины определенным героем для защиты или нападения. Собеседники в драме устанавливаются не просто для совместного раскрытия известной мысли, а соотносятся один к другому или как враги, или как сообщники. В драме сквозь реплики, произнесенные участниками Д., мы должны уловить драматическое напряжение, душевное состояние, а в диалогическом жанре собеседники нужны лишь как орудие для развития мысли. Поэтому в Д. могут участвовать схематические «анонимные» А, В, С, а в драме — лишь так или иначе охарактеризованные и «названные» личности. В тех случаях, когда Д. в драме является отвлеченным рассуждением, он нарушает действенность ее и становится как бы инородным телом. Отличительным признаком Д. в драме, кроме того, является неоднородность языка собеседников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: