Стиль — до 17 века — характеристика выразительно-изобразительных особенностей речи.
19 век — стиль — художественная индивидуальность, базирующаяся на смысловой оригинальности.
Стиль понимался как свойство художественной формы произведения.
20 век — стиль — эстетическое мышление определённых направлений и эпох в искусстве. + концепция мира и человека.
Стиль — выражение глубокой оригинальности, обладает эстетическим совершенством, представляет собой содержательную формы и является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны.
Стиль — эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающей некое содержание. Противопоставлен бесстильности (эстетической невыразительности) и эклектике (простому и неоткрывающему нового содержания уже известных приёмов).
Художественная форма — не набор приёмов, а содержательно обусловленная целостность.
Стиль не элемент, а свойство художественной формы, следовательно не локализован. Организующий принцип стиля обнаруживается практически в любом фрагменте текста.
|
|
Целостность стиля проявляется в системе стилевых доминант: качественных характеристик стиля.
Соколов: стилевые категории: субъективные\объективны; изображение\экспрессия; тип художественной условности; монументальность\камерность.
Если писатель обращается внимание на статические моменты бытия — описательность. Воспроизведение внешней динамики — сюжетность. Концентрация на внутреннем мире персонажа — психологизм. Эти категории могут сочетаться друг с другом.
В зависимости от типа художественной условности выделяют жизнеподобие (соблюдение известных нам закономерностей) и фантастику.
В области художественной речи можно выделить 3 пары стилевых доминант:
1) Стих и проза — степень ритмической упорядоченности художественной речи, её темповая организация.
2) Номинативность (важно прямое значение слова, функция которого — точное обозначение деталей изображенного мира) и риторичность (создание словесно-речевого образа)
3) Монологизм (единая речевая манера для всех персонажей, включая повествователя) и разноречие
4) Простая (объединение частей и элементов в одно целое) и сложная (в самом построении элементов художественный смысл) композиция
5) Объём
Доминанты проявляют себя как тенденции и не носят абсолютного характера.
Стиль и манера — оригинальность по форме и по содержанию vs оригинальность только по форме.
Стиль направления и течения, стиль эпохи.
Индивидуальный авторский стиль в большей или меньшей степени абстракция, т.к. на него влияют род и жанр произведения.