Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. Вопросы по теме занятия

Вопросы по теме занятия.

1. Солнечная радиация, ее гигиеническое значение.

2. Ультрафиолетовая часть солнечной радиации, ее значение.

3. Инфракрасная часть солнечной радиации, ее значение.

4. Видимая часть солнечной радиации, ее значение.

5. Инсоляция, ее гигиеническое значение.

6. Гигиеническое нормирование продолжительности инсоляции.

7. Виды инсоляционных режимов.

8. Виды затеняющих объектов и факторов.

9. Требования к инсоляции территорий и солнцезащите помещений и территорий.

10. Методика определения времени инсоляции помещений проектируемых зданий с помощью контрольно-инсоляционной линейки (графика).

11. Естественное освещение, общие гигиенические требования к естественному освещению.

12. Гигиенические требования к естественному освещению в помещениях жилых и общественных зданий.

13. Методы оценки естественного освещения.

14. Светотехнические показатели для оценки естественного освещения в помещениях.

15. Геометрические показатели для оценки естественного освещения в помещениях.

16. Факторы, влияющие на уровень естественного освещения в помещениях.

17. Основные функции зрительного анализатора.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1. Биологическое действие инфракрасного спектра солнечной радиации

1. бактерицидное

2. антирахитическое

3. тепловое

4. эритемное

Правильный ответ: 3

2. Специфическое действие видимой части солнечной радиации

1. зрительное восприятие

2. тепловое

3. эритемное

4. бактерицидное

Правильный ответ: 1

3. Общебиологическое действие ультрафиолетовой части солнечной радиации

1. бактерицидное

2. иммуностимулирующее

3. эритемное

4. антирахитическое

Правильный ответ: 2

4. Специфическое действие ультрафиолетовой части солнечной радиации

1. усиление фагоцитоза

2. усиление тканевого дыхания

3. антирахитическое

4. иммуностимулирующее

Правильный ответ: 3

5. Инсоляция - это

1. освещение поверхностей прямыми солнечными лучами

2. облучение поверхностей прямыми солнечными лучами, обладающее общебиологическими эффектами

3. облучение поверхностей прямыми солнечными лучами, оказывающее неблагоприятное воздействие на окружающую среду

4. освещение открытых пространств прямыми солнечными лучами

Правильный ответ: 2

6. Продолжительность инсоляции нормируется и зависти от следующих факторов

1. географическая широта, наличие затеняющих объектов, ориентация окон по сторонам света

2. географическая широта, тип секции, погодные условия

3. географическая широта, функциональное назначение помещений, тип секции

4. географическая широта, функциональное назначение помещений, рельеф местности

Правильный ответ: 3

7. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для Южной зоны составляет

1. не менее 1,5 часов

2. не более 2 часов

3. не менее 2 часов

4. не менее 1 часа

Правильный ответ: 1

8. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для Северной зоны составляет

1. не менее 1,5 часов

2. не более 2 часов

3. не менее 2 часов

4. не менее 2,5 часов

Правильный ответ: 4

9. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции внутри помещений для Центральной зоны составляет

1. не менее 1, 5 часов

2. не более 2 часов

3. не менее 2 часов

4. не менее 1 часа

Правильный ответ: 3

10. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для открытых территорий Центральной зоны составляет

1. не менее 3 часов

2. не более 3часов

3. не менее 2 часов

4. не более 2 часов

Правильный ответ: 1

11. Тип секции, при котором большинство окон помещений выходит на западный или восточный фасады

1. меридиональный

2. широтный

3. угловой

4. смешанный

Правильный ответ: 1

12. Тип секции, при котором большинство окон помещений выходит на южный или северный фасады

1. меридиональный

2. широтный

3. угловой

4. смешанный

Правильный ответ: 2

13. Тип секции, при котором большинство окон помещений выходит на юго-западный, юго-восточный или северо-западный, северо-восточный фасады

1. меридиональный

2. широтный

3. угловой

4. смешанный

Правильный ответ: 3

14. Внутренние затеняющие объекты

1. размер окон, количество окон, ширина межоконных проемов

2. запыленность оконных стекол, крона деревьев, рядом стоящее здание

3. жалюзи, шторы, цветы на подоконнике

4. погодные условия, время суток, состояние прозрачности атмосферы

Правильный ответ: 3

15. Внешние затеняющие факторы

1. размер окон, количество окон, ширина межоконных проемов

2. запыленность оконных стекол, предметы интерьера

3. жалюзи, шторы, цветы на подоконнике

4. погодные условия, время суток, состояние прозрачности атмосферы.

Правильный ответ: 4

16. Внешние затеняющие объекты

1. количество окон, ширина межоконных проемов, внутренняя отделка помещения (характеристика покрытий)

2. запыленность оконных стекол, крона деревьев, рядом стоящее здание

3. жалюзи, шторы, цветы на подоконнике

4. погодные условия, время суток, состояние прозрачности атмосферы

Правильный ответ: 2

17. Методика оценки инсоляции осуществляется с помощью

1. люксметра

2. инсоляционного графика

3. анемометра

4. инсоляционной шкалы

Правильный ответ: 2

18. Методика оценки инсоляции осуществляется с помощью

1. люксметра

2. инсоляционной шкалы

3. анемометра

4. инсоляриметра И-1.2Б

Правильный ответ: 4

19. Нормируемая продолжительность инсоляции на территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых домов групповых площадок дошкольных учреждений

1. не менее 1,5 часов

2. не более 2 часов

3. не менее 3 часов

4. не более 3 часов

Правильный ответ: 3

20. Территории населенных мест, к которым предъявляются требования к инсоляции

1. производственные площадки

2. зоны отдыха ЛПО, игровые площадки ДДУ, внутридворовые площадки

3. пешеходные дорожки вдоль транспортных магистралей

4. дачные участки

Правильный ответ: 2

21. Продолжительность инсоляции нормируется и зависит от

1. планировки зданий, функционального значения помещения, географической широты

2. наличия внешних затеняющих объектов, времени года, погоды

3. наличия внутренних затеняющих объектов, времени года, погоды

4. времени суток, состояния прозрачности атмосферы, запыленности

Правильный ответ: 1

22. Требования по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции распространяются на жилые комнаты, ДДУ, учебные помещения школ, школ-интернатов, ПТУ, ЛПО, имеющих ориентации светопроемов

1. восточную и юго-восточную

2. северо-восточную, северную

3. юго-западную и западную

4. северо-западную и северную

Правильный ответ: 3

23. При ограничении избыточного теплового воздействия инсоляции должны оставаться в норме

1. преимущественно вентиляция

2. преимущественно микроклимат

3. преимущественно отопление

4. преимущественно естественное освещение

Правильный ответ: 4

24. Естественное освещение – это

1. облучение прямыми солнечными лучами поверхностей рабочих мест в помещении

2. освещение земной поверхности за счет видимого спектра

3. облучение поверхностей прямыми солнечными лучами, обладающее общебиологическими эффектами

4. освещение открытых пространств солнечным светом, оказывающее преимущественно неблагоприятное воздействие на окружающую среду

Правильный ответ: 2

25. Внешний фактор, влияющий на световой комфорт в помещении

1. состояние прозрачности атмосферы

2. солнцезащитные устройства на окнах (жалюзи)

3. количество осветительных приборов

4. количество людей в помещении

Правильный ответ: 1

26. Внутренний фактор, влияющий на световой комфорт в помещении

1. состояние прозрачности атмосферы

2. солнцезащитные устройства на окнах (жалюзи)

3. географическая широта населенного пункта

4. время года

Правильный ответ: 2

27. В классификации естественного освещения отсутствует освещение

1. боковое

2. верхнее

3. совмещенное

4. комбинированное

Правильный ответ: 3

28. Световой поток – это

1. физическая величина, характеризующая мощность, переносимую оптическим излучением через какую-либо поверхность

2. физическая величина, характеризующая количество световой энергии в соответствующем потоке излучения

3. редуцированная фотометрическая величина, образованная из энергетической фотометрической величины при помощи относительной спектральной чувствительности специального вида – относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения

4. количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе

Правильный ответ:2

29. Световая величина – это

1. физическая величина, характеризующая мощность, переносимую оптическим излучением через какую-либо поверхность

2. физическая величина, характеризующая количество световой энергии в соответствующем потоке излучения

3. редуцированная фотометрическая величина, образованная из энергетической фотометрической величины при помощи относительной спектральной чувствительности специального вида – относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения

4. количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе

Правильный ответ:3

30. Поток излучения – это

1. физическая величина, характеризующая мощность, переносимую оптическим излучением через какую-либо поверхность

2. физическая величина, характеризующая количество световой энергии в соответствующем потоке излучения

3. редуцированная фотометрическая величина, образованная из энергетической фотометрической величины при помощи относительной спектральной чувствительности специального вида – относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения

4. количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе

Правильный ответ:1

31. Люкс – это

1. сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540·1012 Гц

2. световой поток, испускаемый точечным изотропным источником, c силой света, равной 1 канделе, в телесный угол величиной в 1 стерадиан

3. освещённость поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.

4. количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе

Правильный ответ: 3

32. Люмен – это

1. сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540·1012 Гц

2. световой поток, испускаемый точечным изотропным источником, c силой света, равной 1 канделе, в телесный угол величиной в 1 стерадиан

3. освещённость поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.

4. количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе

Правильный ответ:2

33. Кандела – это

1. сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540·1012 Гц

2. световой поток, испускаемый точечным изотропным источником, c силой света, равной 1 канделе, в телесный угол величиной в 1 стерадиан

3. освещённость поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.

4. количество энергии, поглощённое килограммом биологической ткани, равное по воздействию поглощённой дозе

Правильный ответ:1

34. Единица измерения освещенности

1. люмен

2. стерадиан

3. кандела

4. люкс

Правильный ответ: 4

35. Единица измерения светового потока

1.люмен

2.стерадиан

3.кандела

4.люкс

Правильный ответ: 1

36. Единица измерения силы света

1. люмен

2. стерадиан

3. кандела

4. люкс

Правильный ответ: 3

37. Внешний затеняющий объект, влияющий на световой комфорт в помещении

1. крона деревьев за окном

2. солнцезащитные устройства на окнах (жалюзи)

3. нерационально размещенная мебель

4. люди внутри помещения

Правильный ответ: 1

38. Внутренний затеняющий объект, влияющий на световой комфорт в помещении

1. крона деревьев за окном

2. солнцезащитные устройства на окнах (жалюзи)

3. нерационально размещенная мебель

4. люди внутри помещения

Правильный ответ: 2

39. Коэффициент естественного освещения – это

1. отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола

2. отношение максимальной освещенности к минимальной

3. степень задержки света стеклами

4. отношение естественной освещённости, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба, к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости, создаваемой светом полностью открытого небосвода

Правильный ответ:4

40. Равномерность естественного освещения в помещении зависит от

1. глубины помещения и ширины межоконных проемов

2. горизонтальной освещенности рабочей поверхности

3. коэффициента естественного освещения

4. коэффициента отражения поверхностей интерьера

Правильный ответ:1

41. Норматив естественного освещения в помещении устанавливается в зависимости от

1. от разряда зрительных работ

2. от возраста работников (учащихся)

3. от времени суток

4. от ориентации окон помещения по сторонам света

Правильный ответ:1

42. Измерение коэффициента естественного освещения в помещениях с боковым односторонним освещением производится

1. в центре помещения

2. на расстоянии 1 м от стены, противостоящей светонесущей стене

3. на расстоянии 1 м от стены с окном

4. на расстоянии 2 м от окна

Правильный ответ:2

43. Естественное освещение рабочего места должно обеспечивать

1. сохранение цветовой гаммы

2. устойчивость ясного видения

3. равномерность освещения

4. стробоскопический эффект

Правильный ответ:2

44. Поверхности в учебном классе, характеризующиеся гигиеническим значением коэффициента отражения

1. потолок, столы, классные доски

2. пол, потолок, столы, классные доски

3. стены, пол, потолок, столы, классные доски

4. классные доски, столы стены, пол

Правильный ответ:3

45. Нормируемое расстояние межоконных проемов в учебном помещении

1. 1-1,5 м

2. 2-2,5 м

3. 3-3,5 м

4. 4-4,5 м

Правильный ответ:2

46. Нормируемое расстояние соотношение коэффициента заглубления для учебного помещения

1. не менее 1:1,5

2. не более 1:3

3. не менее 1:3

4. не более 1:1,5

Правильный ответ:4

47. Нормируемое расстояние от верхнего края окна до потолка в учебном помещении

1. не более 0,4 м

2. не менее 0,4 м

3. не более 0,8 м

4. не более 0,1 м

Правильный ответ:1

48. Нормируемая высота подоконника в учебном помещении

1. не более 0,4 м

2. не менее 0,4 м

3. не более 0,8 м

4. не более 0,1 м

Правильный ответ:3

49. Норматив КЕО при боковом естественном освещении для игровых помещений ДДУ

1. не менее 0,5 %

2. не менее 1,5 %

3. не более 2,0 %

4. не более 4,0 %

Правильный ответ:2

50. Норматив КЕО при боковом естественном освещении для палат ЛПО

1. не менее 0,5 %

2. не менее 1,5 %

3. не более 2,0 %

4. не более 4,0 %

Правильный ответ:1

51. Норматив КЕО при боковом естественном освещении для жилых комнат

1. не менее 0,5 %

2. не менее 1,5 %

3. не более 2,0 %

4. не более 4,0 %

Правильный ответ:1

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача 1.

Директор детского образовательного учреждения (ДОУ) № 11 города К. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений ДОУ представлены таблице 1.

Кабинеты математики и биологии расположены на втором этаже школы, естественное освещение боковое, левостороннее, 2 окна учебного кабинета математики ориентированы на северо-запад, 2 окна кабинета биологии имеют юго-восточную ориентацию, меловые доски в кабинетах темно-коричневого цвета. Спортивный зал расположен в отдельной пристройке на первом этаже здания школы, естественное освещение комбинированное, ориентация окон западная. Мастерская по обработке металлов расположена на первом этаже здания, естественное освещение боковое, 2 окна ориентированы на юго-запад, меловая доска светло-зеленого цвета. Кабинет для преподавателей расположен на втором этаже, естественное освещение боковое, ориентация окна южная.

При одностороннем боковом освещении помещений школы в учебных и учебно-производственных помещениях значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов. При боковом освещении остальных помещений значение КЕО представлено для геометрического центра помещений (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности), а при комбинированном естественном освещении помещений значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности. Расчетная точка принята на расстоянии 4,3 м от поверхности стены, противостоящей боковому светопроему.

Таблица 1.

Помещения Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение
КЕО е_н, %
При верхнем или комбинированном освещении При боковом освещении
1. Учебный кабинет математики Рабочие столы и парты: Г – 0,8 Середина доски: В - 1,5**   0,9
2. Учебный кабинет биологии Рабочие столы и парты: Г – 0,8 Середина доски: В - 1,5**   1,5
3. Спортивный зал Г – 0,0, В- 4,3 с обеих сторон на продольной оси помещения 4,5 -
4. Мастерская по обработке металлов Верстаки, рабочие столы Г – 0,8   1,0
5. Кабинет для преподавателей Г – 0,8   1,0

1. Определите, какие гигиенические нормы и правила нарушены в ДОУ №11. Какие могут быть последствия нарушений гигиенических нормативов?

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий обучения и воспитания детей в исследуемых помещениях ДОУ.

3. Дайте определение коэффициента естественной освещенности.

Задача 2.

В Роспотребнадзор города М. поступила жалоба от родителей детей детского дошкольного учреждения (ДДУ) № 5 на недостаточное естественное освещение. Специалистами Роспотребнадзора была рассмотрена жалоба и проведены необходимые измерения. Показатели естественного освещения помещений ДДУ представлены таблице 1.

Групповая ячейка, которая включает в себя раздевальную, групповую, игровую, спальную комнаты расположена на втором этаже ДДУ, естественное освещение комбинированное (верхнее и боковое), 1 окно раздевальной ориентировано на восток, 2 окна групповой и игровой имеют северную ориентацию, 2 окна спальни тоже имеют северную ориентацию. Столовая расположена на первом этаже здания, естественное освещение боковое правостороннее, ориентация окон северо-западная.

При комбинированном естественном освещении помещений ДДУ (раздевальная, групповая, игровая и спальня) значение КЕО представлено в точке, расположенной в геометрическом центре комнат. При правостороннем боковом освещении в столовой ДДУ значение КЕО представлено в точке, расположенной в геометрическом центре помещения.

Таблица 1.

Помещения Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение
КЕО е_н, %
При верхнем или комбинированном освещении При боковом освещении
1. Раздевальная Г-0,0 0,8  
2. Групповая Г-0,0 1,7  
3. Спальня Г-0,0 1,1  
4. Игровая комната Г-0,0 1,0  
5. Столовая Г-0,0   1,55

1. Определите, какие гигиенические нормы и правила нарушены в ДДУ №5. Какие могут быть последствия нарушений гигиенических нормативов?

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий воспитания детей в исследуемых помещениях ДДУ.

3. Дайте определение неравномерности естественного освещения, укажите гигиенический норматив.

Задача 3.

В проекте застройки микрорайона Покровский в г. Красноярске размещены 2 девятиэтажных дома высотой 20 м (1, 2) и планируется размещение еще одного девятиэтажного дома высотой 20 м (3) в соответствии со схемой. В проектируемом доме на первом этаже квартира Б двухкомнатная (светопроемы кухни ориентированы на север, комнаты – на запад).

1. Оцените типы секций домов, квартиры Б, режим и продолжительность инсоляции в квартире Б в соответствии с гигиеническими нормами.

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий проживания.

3. Спектральный состав солнечной радиации, общие и специфические воздействия на здоровье человека.

Задача 4.

В Роспотребнадзор города А. поступила жалоба от жильцов двух квартир (12, 13), расположенных на 1 этаже дома № 11а, на недостаточное естественное освещение. Специалистами Роспотребнадзора была рассмотрена жалоба и проведены необходимые измерения. Показатели естественного освещения помещений представлены таблице 1.

Дом № 11а пятиэтажный, расположен в жилом микрорайоне. На Квартира 12 расположена на первом этаже, двухкомнатная, естественное освещение боковое, 1 окно кухни ориентировано на север, 1 окно спальни имеет северо-западную ориентацию. Квартира 13 расположена на первом этаже, трехкомнатная, естественное освещение боковое, 1 окно кухни ориентировано на юг, окна спальни и гостиной имеют северо-западную ориентацию.

При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов: в одной комнате для каждой жилой квартиры.

Таблица 1.

Помещения Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение
КЕО е_н, %
При верхнем или комбинированном освещении При боковом освещении
1. Квартира 12: кухня Г – 0,0   0,15
2. Квартира 12: спальня Г – 0,0   0,45
3. Квартира 13: кухня Г – 0,0   0,75
4. Квартира 13: спальня Г – 0,0   0,25
5. Квартира 13: гостиная Г – 0,0   0,2

1. Определите, какие гигиенические нормы и правила нарушены в жилых квартирах 12 и 13. Какие могут быть последствия нарушений гигиенических нормативов?

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий проживания в исследуемых помещениях.

3. Дайте определение инсоляции.

Задача 5.

Директор профессионального технического училища (ПТУ) № 37 города Д. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений ДОУ представлены таблице 1.

Кабинеты физики и информатики и вычислительной техники расположены на первом этаже ПТУ№ 37, естественное освещение боковое, левостороннее, 2 окна учебного кабинета физики ориентированы на юг, меловая доска в кабинете черного цвета. Окна кабинета информатики и вычислительной техники (2 окна) имеют юго-восточную ориентацию. Рекреации представлены общим коридором первого этажа здания с пятью светопроемами, выходящими на северо-запад, естественное освещение боковое. Аудитория для чтения лекций расположена на втором этаже здания, естественное освещение боковое двустороннее, 2 окна ориентированы на запад, 2 окна – на восток. Кабинет для преподавателей расположен на втором этаже, естественное освещение боковое, ориентация окна северная.

При одностороннем боковом освещении помещений ПТУ в учебных помещениях значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов. При боковом освещении остальных помещений значение КЕО представлено для геометрического центра помещений (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности).

Таблица 1.

Помещения Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение
КЕО е_н, %
При верхнем или комбинированном освещении При боковом освещении
1. Учебный кабинет физики Рабочие столы и парты: Г-0,8 Середина доски: В-1,5**   1,3
2.Кабинет информатики и вычислительной техники Г – 0,8   1,2
3. Рекреации Г – 0,0   0,35
4. Аудитория для чтения лекций Г – 0,8   0,9
5. Кабинет для преподавателей Г – 0,8   0,6

1. Определите, какие гигиенические нормы и правила нарушены в ПТУ №37. Какие могут быть последствия нарушений гигиенических нормативов?

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий обучения и воспитания детей в исследуемых помещениях ПТУ.

3. Что такое люкс?

Задача 6.

В проекте застройки студенческого городка в г. Красноярске размещены 2 пятиэтажных студенческих общежития высотой 15 м каждое здание (1, 2) в соответствии со схемой. В общежитии № 1 на первом этаже жилая комната А (светопроем комнаты ориентирован на север), в общежитии № 2 на первом этаже жилая комната Б (светопроем комнаты ориентирован на север).

1. Оцените типы секций зданий, жилых студенческих комнат А, Б, режим и продолжительность инсоляции в комнатах А, Б в соответствии с гигиеническими нормами. Существуют ли риски для здоровья студентов? Предположите, какие.

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий проживания.

3. От чего зависит нормируемая продолжительность инсоляции?

Задача 7.

Директор детского образовательного учреждения (ДОУ) № 4 города Л. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений ДОУ представлены таблице 1.

Классная комната для учащихся начальных классов расположена на первом этаже школы, естественное освещение боковое, левостороннее, 2 окна ориентированы на юго-восток, меловая доска в кабинете зеленого цвета. Крытый бассейн расположен в отдельной пристройке, естественное освещение комбинированное, ориентация окон восточная и западная. Актовый зал расположен на втором этаже здания школы, естественное освещение комбинированное, ориентация окон западная и восточная. Кабинет русского языка и литературы расположен на первом этаже здания, естественное освещение боковое, 2 окна ориентированы на север, меловая доска светло-оранжевого цвета. Рекреации представлены общим коридором первого этажа здания с пятью светопроемами, выходящими на запад, естественное освещение боковое.

При одностороннем боковом освещении помещений школы в учебных и учебно-производственных помещениях значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 0,5 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов. При боковом освещении остальных помещений значение КЕО представлено для геометрического центра помещений (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности), а при комбинированном естественном освещении помещений значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и рабочей поверхности. Расчетная точка принята на расстоянии 2 м от поверхности стены, противостоящей боковому светопроему.

Таблица 1.

Помещения Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение
КЕО е_н, %
При верхнем или комбинированном освещении При боковом освещении
1. Классная комната Рабочие столы и парты: Г – 0,8 Середина доски: В - 1,5**   3,5
2. Крытый бассейн Г поверхность воды 2,0  
3. Актовый зал Г – 0,0 0,9  
4. Кабинет русского языка и литературы Рабочие столы и парты: Г – 0,8 Середина доски: В - 1,5**   2,5
5. Рекреации Г – 0,0   0,1

1. Определите, какие гигиенические нормы и правила нарушены в ДОУ №4. Какие могут быть последствия нарушений гигиенических нормативов?

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий обучения и воспитания детей в исследуемых помещениях ДОУ.

3. Какие методы оценки естественного освещения существуют?

Задача 8.

Главный врач районной больницы в г. Т. получил материалы, в которых были представлены результаты производственного контроля. Показатели естественного освещения помещений лечебно-профилактической организации (ЛПО) представлены таблице 1.

Палаты для пребывания пациентов расположены на втором этаже ЛПО, естественное освещение боковое, окна палат ориентированы на север. Кабинет флюорографии расположен на первом этаже здания, естественное освещение боковое, ориентация окон юго-западная. Смотровой кабинет расположен на первом этаже, естественное освещение боковое, 2 окна ориентированы на юго-запад. Операционная расположена на втором этаже, естественное освещение боковое, ориентация окна северная. Кабинет физиотерапии расположен на первом этаже, естественное освещение боковое, 2 окна ориентированы на север.

При одностороннем боковом освещении палат ЛПО значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов.

При одностороннем боковом освещении кабинетов флюорографии, физиотерапии и смотрового кабинета ЛПО значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 0,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов.

При одностороннем боковом освещении операционной ЛПО значение КЕО представлено в расчетной точке, расположенной в геометрическом центре помещения на рабочей поверхности.

Таблица 1.

Помещения Рабочая поверхность и плоскость определения КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение
КЕО е_н, %
При верхнем или комбинированном освещении При боковом освещении
1. Палаты Г – 0,0   0,15
2.Кабинет флюорографии Г – 0,8   0,7
3.Смотровой кабинет Г – 0,8   1,5
4. Операционная Г – 0,8   -
5.Кабинет физиотерапии Г – 0,8   0,7

1. Определите, какие гигиенические нормы и правила нарушены в ЛПО. Какие могут быть последствия нарушений гигиенических нормативов?

2. Разработайте рекомендации, направленные на оптимизацию условий пребывания в исследуемых помещениях ЛПО.

3. В каких помещениях учреждений здравоохранения при одностороннем боковом освещении должно быть обеспечено нормируемое значение КЕО в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов?

Задача 9.

В проекте застройки микрорайона Кировский в г. Красноярске размещено здание школы (1) с прилегающей к ней спортивной зоной (2). Здание школы трехэтажное высотой 9 м в соответствии со схемой. В здании на первом этаже кабинет для учащихся начальных классов А (1 светопроем ориентирован на юго-запад, второй – на юг) и читальный зал библиотеки Б (светопроемы ориентированы на восток). Спортивная зона расположена в 70 м от здания школы, имеется футбольное поле для освоения навыков игры школьниками (В), точкой обозначен центр футбольной площадки.

1. Оцените типы секций здания, помещений А, Б, режим и продолжительность инсоляции в помещениях А, Б в соответствии с гигиеническими нормами. Оцените режим и продолжительность инсоляции в центре футбольного поля (В) в соответствии с гигиеническими нормами,

2. Определите, является ли здание школы затеняющим объектом для территории спортивной зоны.

3. Какие объекты и факторы называют затеняющими? Примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: