Художественный образ. Типология художественных образов. Основные виды словесных образов

Литературоведение как наука. Структура литературоведения. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.

Филология: литературоведение и лингвистика. Это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Ф. учит осуществлять акт коммуникации с текстом, возникает из потребности комментировать тексты, к-ые являются культурным наследием, учит взаимодействовать с культурой.

Литературоведение: основные и вспомогательные дисциплины. Основные:

-история лит-ры (изучает закономерности развития лит-ры. Конкретное исследование истор. Фактов и связь между ними; эволюция творчества).

- теория лит-ры (формирование знаний в сущности лит-ры; общие закономерности лит.жизни и творчества писателей)

-лит.критика (исследует современный лит.процесс, задача –дать эстетическую оценку).

Вспомогательные: библиография, текстология, клас.филология, палеография, историография, музееведение, архивоведение, методология и т.д.

Литература как вид искусства. Специфика литературы. Ее основные функции.

2 формы познания: научное (объективное знание, бесконечность, точность) и художественное (мир образов, отталкивается от действительности. Обусловлены действительностью). Всегда взаимодействуют между собой.

Теории искусства:

- теория подражания природе (Аристотель). В эпоху Возрождения главное – достоверность (Шекспир, Да Винчи).

- теория Лессинга – искусство должно быть общественно агитированным.

Классификация ис-ва:

-по материалу (живопись – краски, литература – слово, скульптура – объем)

- временные и пространственные (по Лессингу). Пространственные – даны нам сразу (живопись, скульптура, архитектура). Временные (музыка и литература) слагаются из деталей.

- по Гегелю

1)символическое ис-во (Египет – ис-во форм, пирамиды); 2) классическое (др.Греция – гармония формы и содержания – скульптура); 3) романтическое (Средние века, эпоха самого Гегеля, приоритет – содержание); 4) 20в. (Поспелов и Хализев; экспрессивное – то, что выражают – музыка, архитектура, лирика- и изобразительное – эпос, драма, скульптура) Синтетические виды ис-ва.

- по Кожинову: статические (живопись) и динамические (музыка, балет); пространственные и временные; односоставные и сложные; изобразительные и выразительные.

Функции литературы:

- Василий Великий – исцеляющая, эстетическая и соборная.

- познавательная (человек познает сам себя)

- воспитательная (воспитывает чувство прекрасного; катарсис)

- эстетическая

- идеологическая (СССР; теория бесконфликтности)

3. Литература как форма национального самосознания.

Художественный образ. Типология художественных образов. Основные виды словесных образов.

Худ.образ передает реальность и рисует новый вымышленный мир.

Механизм зарождения образа. Пушкин: «знакомцы давние, плоды мечты моей». Реальность порождает другие образы, они выражаются конкретно-чувственными образом. Худ.образ предметен, но вместе с тем бесплотен и абстрактен. Задача образа – показать идею предмета. Образ обладает самостоятельной жизнью и содержанием. Пр. Базаров не просто герой романа, а жизненное мерило для людей того времени. Персонаж становится реальностью, частью жизни людей.

Образ изучают с точки зрения семантики:

- образ как знак т.е. средство смысловой коммуникации в рамках одной культуры или нескольких культур. Образы-символы

- ~ в.???.аспекте образ-вымысел. Он ближе всего к допущению, как к разновидности познающей мысли. Аристотель: «Факты искусства относятся к области вероятного».

Эстетическая сторона худ.образа.

Худ.образ – это живой, целесообразный организм, в котором нет ничего лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей.

С точки зрения структуры образ строится на принципе метонимии (часть вместо целого) и принципе метафоры (ассоциативное сопряжение разных объектов).

Внутренняя структура образа – срабатывает ВФС (Потебня). Мысль возникает из образа, заключенного в слове.

Свойства образа: иллюстративный (в науке), художественный и фактографический (в публицистике)

- эмоционален

- типичен

- гиперболичен

- конкретен

- самоценен и самостоятелен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: