вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.
В литературе одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.
- сдвиг реальности, обусловленное действие, деформация пропорций, смещение масштабов; мир, существующий по законам абсурда.
- реальность деформируется; реальное сочетается с фантастическим; фантастическое не получает реалистичной мотивировки, обусловлено двоемирием.
Гротеск начинает активно использоваться в эпоху романтизма, он всеобъемлющий (образ, стиль, все уровни произведения). Пр. Замятин «Дракон» (1918) – идея соскочившего мира, нефантастическая фантастика. Жизнь и смерть, жестокость и милосердие – все это в реальном мире. Сама эпоха требовала таких принципов.
Символ
Если в аллегории подразумеваемое однозначно, то в символах и изображаемое, и подразумеваемое самоценны, многозначны (углубление символа).
Пр. Лермонтов «Ива». Прием олицетворения, последовательная метафора, «поединок» между ивой и волной. Конфликт – стремление проникнуть в запредельное. Ч-к пытается проникнуть в запредельное, но его сознание ограниченное. Пр. «Фонтан» Тютчева.
Контекст творчества выводит нас к символичному пониманию текста.
Мотив одиночества в «И скучно, и грустно…». Обретение нового мира невозможно: «дубовый листок оторвался от ветки родимой».
Сталкивается статическое и динамическое, разведены в пространстве 2 неподвижных предмета. «сосна», возникает мотив сна.
Предмет приобретает функции символа. В 20-ом веке мотив технических усовершенствований. Природные аналоги. Пр. стрекоза как 1-ый самолет.
Малые виды образности. 2 точки зрения на словесный образ:
- создается с помощью слова (гротеск, аллегория и т.д.)
- создается особенностями слова (прямое\переносное значение, приемы изменения основного значения слова).
Функции слова: номинативная, коммуникативная, эстетическая (дополнительные смыслы, экспрессия).