Билет 7. 1.Палеолитическое искусство

1 .Палеолитическое искусство

Первая находка палеолитического искусства сделана в 1836 г. археологом Э.Лартэ в гроте Шаффо - это пластинка с гравировкой, изображающей двух ланей. Иная судьба была у наскальной живописи. Испанский археолог-любитель Марселино де Саутуоло в 1879 г. осматривал пещеру Альтамира, которую теперь называют "Сикстинской капеллой первобытного искусства". Его 9-летняя дочь заметила на низком потолке одного из гротов бегущих быков красного цвета. Саутуоло пытался доказать, что наскальные рисунки являются творчеством палеолитического человека. Однако до конца его дней ученые не верили в подлинность рисунков, даже считали, что они выполнены одним из французских художников, гостивших у Саутуоло. В начале XIX в. во Франции, Испании, Монголии и других странах стали появляться сведения о находках пещерной живописи. Пещеры с рисунками были найдены во всех частях света - Африке, Европе, Индии, Австралии.

Техника исполнения

Почти все наскальные рисунки найдены на высоте 1,5-2 м, а иногда и на потолке, вероятно, люди пользовались подставками, так как в одной из пещер Австралии недалеко от изображений животных лежит ствол дерева.

Для выполнения скальных гравюр художник использовал грубый режущий инструмент. Такие резцы были найдены на многих стоянках.

Пропорции и законы перспективы на рисунках не соблюдались. Детали изображены настолько точно, что передают особенности поведения животных - состояние покоя, бег, облизывание, ухаживание и др. Движения на многих рисунках достигаются поворотами ног, головы, наклонами тела, вытянутыми или согнутыми ногами. Палеолитические художники были хорошими натуралистами и наблюдателями. Они с такой точностью передавали характерные особенности животных, что палеонтологи с точностью до вида определяют их таксономическую принадлежность.

Рисунки и скульптуры были окрашены либо одним, либо несколькими природными красителями. Желтая, красная и коричневая краски приготовлялись из окиси марганца, белая - из каолина, для желтых и красных оттенков использовался лимонит или гематит. Древесный уголь давал черную расцветку. Красители готовили на воде или жире. Во многих пещерах найдены сосуды, углубления, раковины, очевидно, служившие вместилищем для краски.

Предмет изображений

В сюжетах палеолитических рисунков и скульптур выступает их прямая связь с существованием людей - с охотой на животных - быков, лошадей и мамонтов. Мясом питались, из шкур делали одежду, из костей - орудия, из рогов - скульптуры. Приходилось и защищаться от хищников. Поэтому первая и главная тема искусства - тема зверя.

Об утилитарном характере рисунков свидетельствует факт наслоения изображений. Смысл таких наслоений - сгустить количество животных, магически обеспечить удачу промысла.

Изображение человека в искусстве палеолита относится к тому времени, когда человек стал выделять себя из природы. Интерес к зверю стал ослабевать и из-за хозяйственной деятельности человека, когда он переходил от охоты к скотоводству. Первыми изображениями человека были женские статуэтки - "Венеры палеолита", это довольно реалистические изображения огромного живота и набухшей груди. Голова не имеет лица, оно гладкое. Такие фигурки символизировали плодородие женщины.

Мужчине в искусстве палеолита принадлежит более скромная роль. Обычно это участники охоты, например мужчина, задираемый медведем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: