Глава 1. Фгаоувпо «казанский (приволжский) федеральный университет»

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт международных отношений

Реферат на тему:

«Гигиена в эпоху средневековья»

Выполнил:

Лядвейкина Елена

Студентка 2 курса Института международных отношений

Гр. 04-2122

Научный руководитель:

Доц. Венедиктова.

Казань

Содержание:

v Введение………………………………………………….2

v Глава о средневековой гигиене………………………....3

v Заключение……………………………………………….7

v Литература………………………………………………..8

v Приложение………………………………………………9

Введение.

Средневековье… Загадочное и противоречивое время. Зачастую, мы слышим совершенно разные мнения об этой исторической эпохе.

Одни с восхищением говорят о ней, считают, что тогда в Европе люди ещё помнили о Чести и о Долге, что это время отважных рыцарей и прекрасных дам, времена куртуазности и благородства, развития уникальной культуры. Ссылаются на то, что стоит хотя бы вспомнить прекрасные памятники средневековой литературы: Песнь о Нибелунгах, Роман о Тристане и Изольде, Песнь о Роланде и многие другие произведения - и уже хотя бы за это нужно любить эту эпоху.

Другие же, напротив, указывают на то, что в те времена по всей Европе была жуткая антисанитария, помои и содержимое ночных горшков частенько выливали из окон прямо на улицы, люди не мылись месяцами, если не годами, шикарные наряды дам вообще никогда не стирались, стирали, в лучшем случае, бельё, да и то не каждый день и даже не каждую неделю. Вши и блохи были у всех поголовно - от крестьян до королей. Из-за всей этой грязи свирепствовали эпидемии: чума, холера, оспа. Считают, что не нужно воспринимать Средневековье как романтическую эпоху.

Как ни контрастны такие представления, все они отражают эпоху средневековья – это противоречивое время, в котором сочетались глубочайший экономический кризис и высокий духовный расцвет.

В этой работе, хотелось бы разобраться, действительно ли средневековое прошлое, сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, предстает нам в розовом свете, действительно ли представления о рыцарстве, прекрасных дамах, прекраснейших городах слишком идеализированы, а в частности, хотелось бы остановиться на гигиене в эпоху средневековья.

Глава 1.

Людям современной цивилизации трудно представить, как можно поддерживать порядок в доме без современных моющих средств, и держать в чистоте свою одежду без должного прачечного оборудования. Мы не представляем себе жизни без проточной воды, мыла, шампуня, химчисток, прачечных машин, и т.д. Нас совершенно не удивишь ежедневными ваннами, и практически ежедневной стиркой нашей повседневной одежды, ведь гигиена стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако так было не во все времена, до 19 века в Европе царила ужасающая дикость.

К мытью тела тогда, особенно под влиянием церкви, относились подозрительно: нагота – грех, а от холода и простудиться можно. Использование горячей ванны было практически нереальным, ведь дрова стоили очень дорого. Русских в Средневековой Европе осуждали за то, что они мылись, ходили в баню минимум раз в месяц - слишком часто – непозволительная роскошь. Не только дорогие дрова, но и запрет католической церкви на использование публичных бань из-за распространения венерических заболеваний, влияли на общее состояние гигиены в стране.
В средние века в католической Европе мытье тела считалось грехом. Христианские проповедники призывали ходить в рванье и не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения, это считалось своего рода самоистязанием. Вшей же они называли «Божьими жемчужинами»[1]. Не избавляться от вшей считалось «христианским подвигом»[2]. Почитание вшей в Средневековье дошло до абсурда. Вши помогли выбрать мэра обычного шведского города. Выборы проходили примерно так: и выкладывали на него свои бороды, затем вошь выбрасывали на середину стола и ждали в чью же бороду запрыгнет вошь, именно он и становился мэром.

Русские послы при дворе короля Людовика XIV писали, что их правители «смердит аки дикий зверь»[3]. Например, королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Французский король Людовик ХIV мылся также всего два раза в жизни и только из-за того, что врачи обеспокоились о состоянии его здоровья. Мытье привело в такое смятение, что он навсегда отказался принимать ванну. И, наверное, это и подтолкнуло Людовика XIV издать эдикт, требующий при посещении двора не жалеть духов, чтобы развеять ужасный запах немытого тела.[4]

К примеру, в Лувре, в сердце средневековой Франции, не было ни одного туалета. Справляли «нужду» прямо во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» они садились на подоконник, либо им приносили «ночные вазы», и все это после выливалось у задних дверей дворца. То же происходило и в Версале. После того, как французский король Людовик IX был облит помоями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: “Берегись!”.[5]

Конечно, это не могло не сказаться на внешнем виде средневекового люда. Они всячески пытались бороться с неудобствами.

К примеру, чтобы защитить свои головы от фекалий были придуманы широкополые шляпы. В Испании в средние века женщины, борясь со вшами натирали волосы чесноком.

Под своими нарядами аристократы надевали шелковое белье, так как вшам не за что было уцепиться. [6]

По этой же причине, менялась мода и на повседневные наряды. Мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана тем, чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать дам от блох. Собачки помогали не только в борьбе с блохами, тогда мочой обесцвечивали волосы. Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Так же для борьбы с блохами и клопами средневековые дамы стали приручать млекопитающих – горностаев, ручных собачек.

В средневековой Европе, чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Тек как, кариес считался болезнью знатных людей, признаком богатства.

Причиной возникновения духов, также считают отсутствие гигиены.
Но не только предметы гардероба подверглись изменению, но даже мебель и предметы домашнего обихода. Кровати были обязательно с балдахинами, они защищали спящих от клопов и всяких насекомых.
Также считается, что мебель из красного дерева стала популярной лишь из-за того, что на ней не было заметно клопов.

Те, кто с восхищением говорят об эпохе Средневековья, представляют рыцаря как сильного, ловкого, выносливого воина с широкими плечами, волевым решительным лицом. Но данные археологов свидетельствуют об обратном. Рыцарь был среднего роста, около 160 сантиметров. Лицо зачастую было обезображено. Под рыцарским шлемом, в в волосах и в одежде обитали вши и блохи.
Изо рта рыцаря отвратительно пахло, а все это из-за того, что ели они без разбора, запивали все пивом и закусывали чесноком для дезинфекции.
Кроме того, рыцарь днями, неделями был закован в латы, которую без посторонней помощи было практически невозможно снять, и поэтому всю свою нужду рыцарь справлял прямо в латы.
Пренебрежение гигиеной, неразвитая медицина повлияли на распространение многих эпидемий: «горячки», проказы, туберкулеза, кожных заболеваний.
Эпидемия «горячки» появилась в Европе в конце Х, она была вызвана спорыньей. Самой распространенной и смертоносной из болезней средневековья был туберкулез. Распространены были кожные болезни, и прежде всего страшная проказа. Многочисленностью отличались болезни, порожденные авитаминозом, уродства. В средневековой Европе имелось великое множество слепых, калек, горбунов, хромых, паралитиков. И, наконец, чума привела к настоящей трагедии XIV столетия, когда из-за эпидемии нее умерло четверть населения Европы.[7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: