Палестинская новозаветная А

а) В 1961 в развалинах Кесарии нашли надпись Понтия Пилата, из к-рой явствует, что он был не просто прокуратором, но и префектом Иудеи.

б) Раскопки в Капернауме раскрыли основание дома ап. Петра близ синагоги (нынешние ее развалины относятся к 5 в. н. э.). Надписи христиан на арам. и греч. языках показывают, что дом этот посещался ими в первые вв. н. э.

в) Итал. экспедиция о. Б. *Багатти (1955) обнаружила следы поселения времен Ирода на месте древнего Назарета, к-рый не упоминается во внебибл. источниках.

г) Находки *оссуариев (каменных гробов) дали первые внебибл. свидетельства об именах Марфа, Лазарь, Елисавета. Во время раскопок Иерусалима в 1968 обнаружили могилу распятого преступника. Вопреки мнению скептиков, к-рые отрицали, что казнимых могли прибивать к крестам, эта находка содержит огромные гвозди, застрявшие в костях умершего.

д) В 1959 о. Б. *Багатти произвел раскопки "купели Вифезды" (Ин 5:2) и обнаружил крытые галереи, к-рые упомянуты у евангелиста.

е) Благодаря работам о. Л. *Венсана открыты древние здания и мощеные плиты крепости Антония, куда был заключен ап. Павел после ареста в Иерусалиме. Археолог предположил, что там же происходил суд Пилата над Христом. В наст. время это событие связывают с дворцом Ирода, где располагался прокуратор, когда прибывал в столицу.

Особого упоминания заслуживает и т. н. Туринская Плащаница, к-рая с 1578 хранится в г. Турине (Италия), куда она была перенесена из Шамбери. История ее документально прослеживается до 14 в. Плащаница представляет собой кусок полотна размером 4,3 на 1,1 м. На ней видны неясные контуры фигуры высокого человека. В 1898 итальянский фотограф Ф. С. Пиа сделал с нее снимок, негатив которого неожиданно оказался позитивным изображением. Каждая его деталь соответствовала евангельскому рассказу о Страстях: пробитые руки и ноги, ссадины на плечах, кровоподтеки на голове, пробитая грудь. Лик, запечатленный на Плащанице, удивительно напоминает Лик Христов в традиционной иконографии. Комиссии ученых не нашли на ткани никаких следов краски или вообще отпечатка искусств. происхождения, хотя остается загадкой, каким образом он возник.

По мнению англ. ученого Яна Уилсона, Плащаница была сохранена первыми христианами и сначала хранилась в Сирии, в г. Эдессе (где именовалась Нерукотворным Образом). Потом она была перенесена в Константинополь и в 1204 похищена оттуда крестоносцем Де Шарни. Многие исследователи уверены, что Плащаница — это подлинный погребальный саван Христа (см. Арутюнов С., Жуковская Н., Туринская Плащаница, "Наука и жизнь", 1984, № 12; Wilson J., The Turin Shroud, L., 1968; Weaver К. Р., The Mystery of the Shroud, "National Geographic", 1980, № 6).

● Архим. Августин (Никитин), диак. Мумриков А., Соловьев А., Рус. библейская А., ЖМП, 1988, № 1—5; * Амусин И. Д., Гельцер М. Л., Надпись из "Мецад Хашавяху", ВДИ, 1963, № 3; Аноним, Ассиро-вавилонские клинообразные надписи и ВЗ, "Ярославские ЕВ", 1879, Неофиц. часть, № 2—4, 7; Бойт Р. Т., Курганы, гробницы, сокровища: Иллюстрир. введение в библ. археологию, пер с англ., Корнталь, 1989; Булатов С. А., Древнеевр. монеты, ТКДА, 1884, № 10, 11, 1885, № 3, 6—8, 12; В. А. П. [прот. * Владимирский А. П.], Клинообразные надписи в отношении к библ. ветхозав. истории, ПС, 1873, № 9; Виролло Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская лит-ра, ВДИ, 1937, № 1; Волков И. М., Законы вавилонского царя Хаммураби, М., 1914; его же, Арамейские документы Иудейской колонии на Элефантине V в. до Р. Х., М., 1915; свящ. * Глаголев А. А., Новости нем. лит-ры по библ. А., ТКДА, 1901, № 11, 12; * Делич Ф., Библия и Вавилон, пер. с нем., СПб., 19125; Диль Ш., По берегам Средиземного моря, пер. с франц., М., 1915; * Дроздов Н. М., К вопросу о соглашении библ. свидетельств с данными ассириологии, ТКДА, 1896, № 8; * Зарин С. М., Совр. открытия в области папирусов и надписей в их отношении к НЗ, СПб., 1914; архим. * Иероним (Лаговский), Библейская А., т. 1, вып. 1—2; СПб., 1883—84; Косидовский З., Библ. сказания, пер. с польск, М., 1966; Крачковская В. А., Новые археологич. открытия в Заиорданье, ВДИ, 1946, № 4; Кубланов М. М., Новый Завет: Поиски и находки, М., 1968; прот. * Матвеевский П., Об открытиях в Ниневии в отношении к Свящ. Писанию, СПб., 1881; Нильсен Д., Библейская религия в свете новейших археологич. раскопок, ВДИ, 1937, № 1; * Олесницкий А. А., Судьбы древних памятников Св. Земли, К., 1875; его же, Мегалитические памятники Св. Земли, СПб., 1895; Пахарнаев А. И., Исследование о подлинности изображения лика и тела Христа Спасителя на Туринской Плащанице, СПб., 1903; Полянский Е. Я., Краткий историч. обзор исследований Палестины и библ. древностей, ПС, 1915, № 4—6, 10; П. Ф. Н., Ассиро-вавилонские памятники и ВЗ, ВиР, 1905, № 8, 9, 12, 18, 19, 23, 24; Раулинсон Д., Библия и наука, пер. с англ., СПб., 1899; Р-ский А. П. [*Рождественский], Новые открытия в области библ. науки, ХЧ, 1898, № 3; С-в. [*Смирнов А.], Историч. книги Библии и ассир. клинообразные надписи, ЧОЛДП, 1873, № 10; его же, Историч. книги Библии и егип. памятники, там же, 1877, № 11; Сейс А. Г., Свидетельство древних памятников о достоверности книг Свящ. Писания, пер. с англ., ПО, 1888, № 3; Соловейчик И. И., Вост. цивилизация в XV в. до н. э. при свете новейших исследований и открытий, ЖМНП, 1896, № 10; его же, Палестина в XV в. до н. э. при свете новейших открытий, там же, № 3; его же, Исследования о надписи Меши, ЖМНП, 1900, № 10, 11; * Терновский С. А., Топография Иерусалима библ. времен, ПС, 1912, № 11; * Троицкий И. Г., Силоамская надпись, ХЧ, 1887, № 7/8; его же, Вновь открытая Гезерская надпись, ХЧ, 1899, № 3; * Троицкий С., Новейшие открытия в области библ. истории, "Странник", 1910, № 2; Тэркем Г., Подлинна ли хранящаяся в Турине Плащаница?, пер. с англ., Брюссель, 1965; * Успенский Н. Д., Во имя единения и мира (Паломничество патр. Алексия к святыням Востока): Св. места в Иерусалиме на сегодня, ЖМП, 1961, № 5—7; Ф. Е. [* Елеонский Ф. Г.], Филологич. услуги ассириологии в деле изучения ветхозав. книг, ХЧ, 1889, № 11/12; прот. Фоменко К., Новые раскопки в Иерусалиме, ТКДА, 1894, № 9; Церен Э., Библейские холмы, пер. с нем., М., 1966; * Якимов И. С., Толкование на Кн. св. прор. Исаии: гл. XIII—XIV, 23, ХЧ, 1884, № 3/4; его же, Опыты соглашения библ. свидетельств с показаниями памятников клинообразного письма, ХЧ, 1884, № 7/8; * Albright W. F., The Archaeology of Palestine, Harmondsworth, 1960; Archeologia Palestiny, Poznań, 1973; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land, Ed. by A. Negev, L., 1972; Bardtke H., Bibel, Spaten und Geschichte, Lpz., 19712; * North R., Biblical Archaeology, JBC, v. 2, p. 653—70; Blaiklock E. M., Cities of the New Testament, L., 1965; Finegan J., Light from the Ancient Past, Princeton, 19592; * Kenyon K. M., Archaeology in the Holy Land, L. — N. Y., 19652; * Pritchard J. B., Archaeology and the Old Testament, Princeton, 1958; * Wright G. E., Biblical Archaeology, L., 1962. См. также работы *Вигуру, *Дорма, Р. *Киттеля, *Лопухина, *Олбрайта, *Тураева и ст. Древний Восток и Библия; Евангелия; Историч. книги Ветхого Завета; Пятикнижие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: