Восточно–Европейские регионы

Неолит х-тся: 1) присваивающая экономика, 2) основной культурой является Днепро-Донецкая культура, 3) исследователь: Дмитрий Яковлевич телегин.

Представлена бытовыми памятниками: поселки, небольшие. Время этой культуры 4-нач. 3 тыс. до н.э. Посуда х-тся отсутствием форм. Шлемовидная, остродонная, круглодонная. Накольчатая керамика. Жилища — наземные, малоуглубленные, шалашевидные, молой площади, культурный слой небольшой (объясняется эконом. х-ром, культ. деятельностью, хозяйственной деятельностью и из-за территории (дюны). Телегин провел работу по восстановлению стратиграфии и по выделению к-р. Практически нет могильников. Мариупольский грунтовый могильник и Нальчикский могильник. 1) 3- нач. 2 тыс. до н.э. умерших хоронили в длинных траншеях. Получается подобие траншеи. Инвентарь небольшой. Металла нет совсем, но керамика есть. Самая поздняя дата нач. 2 тыс. до н.э. Эта керамика распространяется на терр. Подонья, на нашу территорию. С Телегином не согласен Синюк. Он выделяет на нашей территории культуру Нижне-Донскую. Эти памятники с вариациями проявляются. Лесостепь. Ямочно-гребенчатая керамика. Памятник: Домовская стоянка (Липецкая обл.) Буго-Днестровская к-ра на западе: бассейн Днестра и Буга. Она имеет небольшие памятники (не более 60 поселений) 6 - нач. 4 тыс. до н.э. Сезонный х-р, легкие наземные жилища, меньше землянок, х-ется каменным основанием на стенах. Ранний этап лишен глиняной посуды (докерамический неолит), но в к-рных наслоениях зафиксированы свиньи и собаки, КРС. Сорока 4 и 5. На Сороке 5 — кости дом. Животных 25 % на все кости. На поселениях встречаются мотыги из оленьих рогов, разнообразны каменные орудия руда, керамика распространена на позд. (уплощенное дно и округлое) х-рен волнообразный орнамент. Могильники не обнаружены.

№35. Неолит степной (таежной) зоны (Сибирь).

Ранней культурой является Нарвская, которая сложилась на базе мезолита. Территория расширилась на позднем этапе. Для поселения х-рны свайные постройки. После разрушения этих домой образуются торфяники. Огромное колическтво деревянных изделий. Много данных по бытовой к-ре. Для памятников х-рна ямочно0-гребенчатая керамика (фоно-угорское население). Орнамент: ямки круглые, гребенки. Д.Я. Крайнов оерр. Верхнего Поволжья. Есть приемственность. Четкий переход от мезолита, неолита. Он считает эту к-ру древнейшей индоевропейской к-рой. Сибирь. Исаковская и Серовская. 4-3 тыс. до н.э. Могильники. Бассейн Агары, Прибалькалье. Их изучение связанно с Окладниковым.

№36. Общие признаки энеолита. Энеолит - меднокаменный век. Датируется 4 тыс. до н.э. В энеолите были широко реализованы достижения «неолитической революции производящего хозяйства». Первые появления медных изделий относятся в 6 тыс. В энеолите мы имеем все основные циклы, связанные с металлом (добыча, ковка). Энеолит свойственен: для скотоводческих, лесных и таежных зон. Энеолита нет: южнее Сахары, на с-в Азии, в районах Северной Евразии. Для энеолита характерно применение естественно-научных методов (для изучения металлических изделий): спектральный анализ (по микропримесям, вклад Евгения Николаевича Черных; структурный анализ (Наталья Владимировна Рындина, начинала с Трепольской культуры, затем дала общие оценки эпохи бронзы старого света.); трасологический метод (Сергей Аристархович Семенов, вышел на камень; Галина Федоровна Коробкова, вышла на металл, развила экспериментально-трасологический метод. С эпохи энеолита металл имеет ведущее значение и в хозяйственной жизни человека, и в мировоззрении. Медь была первым металлом, из которого стали делать сначала украшения, а потом орудия труда. Складываются первые металлургические провинции (например, Балкано-Карпатская, рубеж 5-4 тыс.). В палеометаллическую эпоху сложилась технология первобытного литья. Распределение металлических изделий ведет к появлению и увеличению прибавочного продукта, к развитию связей и транспорта (появление колеса). Выделяются земледельческие и скотоводческие зоны. Палеометаллическая революция. Расширилась зона производящего хозяйства, основанного на оседлом земледелии и скотоводстве. Изменение общественных структур и мировоззрения (сложение нового искусства - монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, украшение сосудов), появление письменности. Появились крупные поселения, возникла протогородская культура. Грань между энеолитом и бронзой: добавление в медь искусственных примесей, получение бронзы. Бронза – это более высокий уровень развития.

№38. Энеолит степной и лесостепной зоны.

Один из ведущих исследователей по энеолиту – Наталья Владимировна Рындина.

Скотоводческие кльтуры (восточные районы). Велик процент лошадей. На территории степной зоны Евразии поселений почти нет. Есть сезонные стоянки с небольшим культурным слоем. Металла немного. Не выражен обряд захоронения под курганами.

Культуры: Новоданиловская, Среднестоговская, Хвалынская, ранний этап Ямников.

Новоданиловская культура. От нижнего Дуная до Нижнего Подонья разбросаны памятники этой культуры. На территории этой культуры фиксируются небольшие очаги металлообработки. Сезонные стоянки. С составе стада: КРС,МРС, кони. Население сформировалось на основе энеолитических массивов.

Среднестоговская культура. Распространена на территории Днепровского левобережья и лесостепного Подонья. Изучал ее Дмитрий Яковлевич Телегин. Памятник Деривки(?) – наличие прямоугольных построек, керамики с геометрической орнаментацией и посуды шлемовидной формы. Кремневые орудия труда; появление глиняной антропоморфной пластики. В основном – скотоводческая культура.

Хвалынская культура. Степное и лесостепное Поволжье. Могильники безкурганные, захоронения коллективные. Металла немного (только украшения). (По Хвалынскому могильнику написана книга Васильева Игоря Борисовича) В нижнем Подонье открыты стоянки «Раздорская -1 и 2» (от энеолита до поздней бронзы находки). Константиновская стоянка (копал Владимир Яковлевич Кияшко). Фиксируется планировка поселка, хозяйственный уклад жизни населения.

Раннеямный период. Репинская культура (Поволжье). Памятники с репинской керамикой - Черниково Озеро 1, Черниково Озеро 3 и Серебрянское существовали в небольшом хронологическом интервале и в целом могут быть синхронны поселениям так называемого второго хронологического этапа репинской культуры, для которого характерно "господство в украшении шнурового элемента и жемчужин"

Энеолит скотоводческого образа в степных и лесостепных зонах Евразии имел место.

№42. Катакомбная культурно-историческая общность.

Рубеж 3-2 тыс. Степные массивы населения. Подунавье, Поднепровье, Подонье, Поволжье. Контактировали с культурами шнуровой керамики. Выделил Городцов. Изучали: Т.Б. Попова, Синюк, Пустовалов, Кияшко, Матвеев. Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники (погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытие красной краской, которая символизирует огонь). Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами (характер узоров позволяет включить катакомбную культуру в более широкое понятие культуры шнуровой керамики), каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения.

Делится на несколько катакомбных культур:

донецкая катакомбная культура (северский Донец). Происхождение: Кавказ и Закавказье. Погребение в катакомбах. Появление своей металлургии (руды Бахмутского бассейна). Донецкие катакомбники представлены формами сосудов: кубки, курильницы, жаровни. Поселения: Михайловское (см. Древнеямников).

Среднедонецкая. Павловский могильник (Синюк и Матвеев) – ранний класс катакомбников.

Харьковско-воронежская катакомбная культура. Степь, лесостепь. Юг воронежской области.

Ингульская катакомбная культура. Степная. Основные территории за Днепром. Ряд укрепленных поселений, сосуды, украшенные знаками, есть амфоры. Ингульцы (по мнению Пустовалова) подчинили поздних ямников.

Постакатакомбный пласт древности. Памятники с многоваликовой керамикой (Т.Б.Попова). Выделение Бабинской культурно-исторической общности. Еще 1 посткатакомбный образец: воронежская археологическая культура, культура позднего этапа средней бронзы, верхнее и среднее Подонье. Культура представлена большим количеством поселений на мысах (р. Воронеж и Дон). Поселки имеют относительно небольшие культурные слои, нет плотной застройки. Жилые поселения со столбовой конструкцией. Горшковидные сосуды с защипной орнаментацией. Металл близок к абашевскому. Очень мало известно о погребениях. Выделяется несколько десятков захоронений.

№37. Трипольская культура. Территория Украины. Трипольская культура или Триполье-Кукутени. (конец 5 – третья четверть 3 тыс.) Изучали Т.С. Пассек и Викентий Хвойка. Последний раскопал памятники разных эпох, выделил обожженные глиняные площадки, сначала он интерпретировал их как культовые. По мере исследований выяснилось, что это остатки глинобитных домов. Постепенно вышли на планировку поселков, они располагались по кругу. Были открыты крупные поселения. До этого времени крупнейшим считалось Майдановское поселение, до 1200 домов, слой 3-4 м., площадь поселения – 300 га. По масштабам – протогород. Выявлено наличие глинобитных печей. Также на поселениях встречены полуземляночные жилища. У Трепольцев преобладало земледелие. Поселения без искусственного орошения. Когда почвы истощались, поселки забрасывались, а жители перемещались на другое место.

Поселения Молодова.Самое крупное поселение – Тальянка. 2700 домов, площадь – 450 га., жило около 14-15 тыс. человек.

На ранних и средних этапах Триполья могильников мы не знаем. Что касается позднего этапа, то в нему относятся памятники Усатовского типа (курганные и безкурганные могильники, много металла). Среди металлических вещей есть бронза. Надо выделять отдельную Усатовскую культуру и относить ее в раннюю бронзу.

Для Триполья характерно: местная металлообработка, без выплавки металла без руды; разнообразная технология изготовления (Рындина провела структурный, или металлографический анализ и сделала вывод, что трипольцы не уступали эпохе ранней бронзы); разнообразие форм трипольской керамики; биноклевидные сосуды; женские статуэтки; господство мотыжного земледелия и домашнего скотоводства; глинобитных домов и земледельческих культов.

Триполье – уникальное явление в земледельческой зоне. Для общего развития: Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли. Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянка — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Периодизация По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

Ранний этап — (Триполье А)- вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).

Средний этап — (Триполье В — Триполье С1)- вторая половина V тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.

Поздний этап — (Триполье С2)- 3150—2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

№39. Общая оценка эпохи бронзы.

Эпоха бронзы. Конец 3 – 2 тыс. до н. э. (но есть новая датировка по С14, что бронза захватывает 3 и 2 тысячелетия). Три периода: эпоху ранней бронзы (3 тыс. лет до н. э.), средней бронзы (2 тыс. лет до н. э.), поздней бронзы (рубеж 2 – 1 тыс. лет до н. э.) (также недавно появился термин «заключительная бронза).

Отличие: наличие искусственных примесей, что повысило прочность металла; получило развитие вооружение; увеличение производительности труда. Сергей Аристархович Семенов (с помощью трасологического анализа) выявил производственные данные. Производство увеличилось в 15-20 раз. Наблюдается мощный процесс расслоения общества. Эпоха бронзы по территории распределения металла значительно больше, чем эпоха энеолита.

Эпоха бронзы делится на несколько периодов (по Спицыну): младший и старший. Другие исследователи: ранний и поздний.

Культуры бронзы:

Центральная и Восточная Европа: Боевых топоров, Тшинецкая

Лесная полоса Евразии: Абашевская, Андроновская, Среднеднепровская, Фатьяновская

Евразийские степи: Афанасьевская, Катакомбная, Майкопская, Окуневская, Сейминско-турбинский феномен, Срубная, Ямная

№40. Древнеямная и Афанасьевская культурные общности.

Древнеямная культура (середина 3 – начало 2 тыс.)От южного Приуралья до Балкано-Дунайской области. Степная, скотоводческая ультура. Из памятников наиболее известно: Михайловское поселение на Днепре. Памятник многослойный: ямники и катакомбники. (Книга Олимпиады Георгиевны Логодовской об этом поселении, затем ее же и Коробковой вышло 2е издание. Сокращение земледельческой роли). Металлопроизводственная деятельность имеет преемственность на этом поселении.

У древнеямников: подкурганный обряж захоронения, очень скромный инвентарь, находок почти нет. Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади), что характерно для индоевропейцев. Николай Яковлевич Мерберт ввел понятие культурно-историческая общность.

Павловский курганный могильник (смешение древнеямной и катакомбной культур). 175 погребений, 60 курганов. Изучал Синюк.

В развитии ямной культуры выделяют три периода.

Первый (ранний) этап (1-я половина - середина 3-го тыс. до н.э.)

На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные "скипетры") при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров.

Второй этап (3-я - начало 4-ой четверти 3-го тыс до н.э.)

Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).

Третий этап (кон. 3-го - нач. 2-ого тыс. до н.э.)

Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.

Афанасьевская культура (к северу от Алтая). Культура очень близка к древнеямной. Охра, яйцевидные сосуды, похожая орнаментация. В основном представлены древними могильниками, поселения встречаются значительно реже.

Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера еще не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с елочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.

Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная. В основном, это яйцевидные горшки емкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, емкостью до 200 литров. Покойников хоронили в курганах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек. Разводили лошадей и коров.

№43. Абашевская культурно-историческая общность. Конец 3 тыс.-17-16 века до н.э. Зоны распространения: Подонье, Поволжье, Приуралье, Зауралье. Заключительный этап средней бронзы. Абашевскай культура выделилась в 60е г. 20 в. после раскопок в Чувашии Смолина. Исследовали: Халиков А.Х., Сальников К.В., Либеров. Выделяются: Средневолжская абашевская культура (скотоводческая, металлоносная); Доноволжская абашевская культура (самая крупная); уральская; средневолжская. Доноволжское лесостепное Подонье включает: протоабашевскую, абашевскую, срубная культуры. Распространены с Среднем Поволжье. От них появляются средневолжская и уральская культуры. Шиловское поселение (в зона Воронежского водохранилища). Доноволжская культура. Полуземляночные помещения с тамбурной частью. Есть жертвенник. Из могильников самый известный Подклетненский. Есть военно-аристократические погребения. Из неограбленных: погребение в Кондрашевском кургане, курган Селезни-2(4 ямы) Много щитковых псалиев и металла. Доноволжская абашевская культура дала наибольшее число военно-аристократических погребений. Погребение на спине; колоколовидные сосуды; топоры, копья, кинжалы; украшения.

Средневолжская абашеская культура. Мало поселений. Наличие коллективных погребений воинов. Пепкинский курган.

Уральсая абашевская культура. Рудные источники. Группы памятников (Казахстан, Челябинская область). Выделена в отдельную Синташтинскую культуру. Городище Аркаим. Мало материальных останков. Наличие горнов в домах свидетельствует о культовой системе. Наличие социальной стратификации, военной организации, письменности, ремесел. Скотоводческая основа.

Хозяйство. Основу хозяйства составляло скотоводство, в т.ч. и коневодство. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте и земледелии.

Жилища. Места поселений абашевской культуры найдены в Приуралье и на Дону. Поселки состояли из слабоуглубленных в землю построек с двух- и четырехскатными крышами, крытыми камышом.

Керамика и металлургия. В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями. Они умели изготовлять колесницы[5]. Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале[6].

Верования. У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).

Взаимодействие с андроновской культурой

По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями — андроновцами. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

Погребальный обряд

Погребальный обряд, являющийся одним из определяющих признаков археологической культуры, у абашевцев был весьма устойчив. Костяки лежали, как правило, на спине с подогнутыми ногами. Во время погребения ноги, по-видимому, были подтянуты пятками к тазу и стояли коленями вверх. Руки согнуты в локтях, кистями лежали на груди и тазовых костях, а иногда положены на плечи, редко вытянуты вдоль тела. Встречаются скорченные на левом и правом боку (Абашево, Васюковский могильник), а также вытянутые на спине (Абашево, Катергино). В большинстве своем покойники ориентированы головой на юго-восток и восток, в единичных случаях – на северо-восток и северо-запад, очень редко встречается южная ориентировка.

Могильные ямы обычно имеют прямоугольную форму размером в среднем 1,5х0,8 м, редко встречаются большие могилы (2х1,5 м, глубина ям колеблется от 0,35 до 0,9 м ко дну. Дно выстилали берестой, иногда покрывали дерево песком или слоем извести. Стенки могильных ям обкладывали деревом или обмазывали глиной (Катергино). В некоторых случаях внутрь овальной формы могильной ямы вставляли прямоугольную деревянную камеру размером 1,75х0,75 м (Тебикасы).

В заполнении могильных ям встречаются угольки и зола, под курганной насыпью прослеживаются остатки кострищ. Из этих поминальных костров, разложенных около могил, брали угольки для совершения погребального ритуала. Огонь служил символом очищения покойного при переходе в другой мир. Могилы перекрывали деревом и оставляли без насыпи, как курганные захоронения. Впоследствии над могилами насыпали общий курган. Под одним курганом находятся один-два погребения, редко были коллективные могилы. Высота курганов обычно составляет 0,8-1,2 м. На правом побережье Волги могильники насчитывают несколько десятков курганов (Таушкасы, Пикшики), в Тохмеевском могильнике – 50 курганов.

Отдельно стоит выделить аристократические (элитные) погребения, такие как Кондрашкинский курган (Воронежская область), Селезни-2 (Тамбовская область) и д.р.

№44.Срубная культурно-историческая общность. Выделена Городцовым В.А.Основная территория:степи,лесостепи и полупустыни Восточной Европы,Южого Зауралья и Западного Казахстана. Сформировалась при участии населения донской абашевской культуры.Памятники срубной общности представлены поселениями,курганными и грунтовыми могильниками,рудными выработками,кладами медных слитков и орудий,случайными находками.Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в срубе высотой в 1-2 венца и перекрытом накатом.Эти срубы и послужили поводом для названия всей общности.Поселения располагаются на больших и на малых реках.Жилищами служили полуземлянки значительной площади.Их стены были укреплены бревнами.Внутри жилища располагалось несколько очагов.Видимо здесь жили несколько парных семей.Керамика плоскодонная,преобладают баночные,почти цилиндрические сосуды и острореберные,как бы состоящие из двух сложенных основаниями усеченных конусов.Металлических вещей в срубное время много.В степях появляются классические медно-оловянные бронзы.Обособление и специализация бронзолитейщиков.Изделия отливаются в закрытых двустворчатых формах.Набор бронзовых вещей разнообразен.Появляются бронзовые массивные топоры,называемые кельтами(имеют втулку,перпендикулярную лезвию,отчего рукоять была коленчатой).К концу срубного времени в погребениях встречаются железные ножи.Основу хозяйства племен срубной общности составляло скотоводство,придомное в лесостепи,а в степях к концу срубной культуры-кочевое.Стада коров,лошади.Найдены псалии.Растет роль земледелия,известны металлические серпы с крюком для прикрепления рукояти и бронзовые мотыги.На последнем этапе существования срубной общности появляются формы вещей,развившиеся впоследствии у скифов.

№45.Заключительный этап эпохи бронзы.Переход в раннежелезный век. (На заключительном этапе бронзового века в степях и лесостепях Евразии складывалась общность скотоводческих и скотоводческо-земледельческих археологических культур, для которых была свойственна керамика, украшенная по наружной поверхности налепными валиками. Носители этих культур приняли участие в формировании нового образа жизни – кочевничества, характерного для степных археологических культур следующего периода древней истории.) В конце II тыс.до н. э.. образовалось множество археологических культур поздней бронзы.Для этого периода характерно значительное увеличение числа бронзовых изделий,которые стали более разнообразными.Развитие металлургии.Человек обладал навыками верховой езды на лошади,был усовершенствован колесный транспорт.Шло приспособление к конкретным микроусловиям,шли поиски наиболее рациональных типов хозяйства,отвечающих местным природным условиям:кочевое скотоводство,оседлое скотоводство в сочетании с земледелием,преобладание земледелия при домашнем скотоводстве.Значительное развитие земледелия и скотоводства.Следствием развития металлургии бронзы является увеличение количества разнообразных предметов.Выделяются земледельческие орудия труда.Основную массу керамики составляют крупные сосуды баночной формы,поверхность их украшена оттисками гребенчатого штампа,насечкой,ямками,вдавлениями и валиками. Раннний железный век.Освоение способа получения железа явилось крупнейшим достижением человечества,вызвавшим бурный рост производительных сил.Переход от бронзы к железу был бы невозможен без определенных предпосылок,появившихся в конце бронзового века,прежде всего без создания специальных печей с искусственным дутьем и овладения навыками пластической обработки металла.Техническая революция в материальном производстве.Развитие ремесла.На первый план выдвинулось кузнечное дело,обеспечивавшее общество орудиями производства и предметами вооружения.Дальнейшая специализация.Развитие обмена. Скифо-сибирский мир(по лекциям)

№41. Культура боевых топоров и шнуровой керамики. В начале бронзового века по всей Европе распространяются культуры шнуровой керамики,иначе называемые культурами боевых топоров.Первое название происходит от типа орнамента на керамике,второе-от каменных сверленных топоров ладьевидных очертаний.На нашей территории культур боевых топоров несколько.Для них характерно развитое скотоводство и метеллургия.Некоторые из них:Среднеднепровская культура(сер.III-середина II тыс.до н.э.).Ее основой считают древнеямные племена на позднем этапе их развития и племена позднего Триполья.Поселений изучено немного.Они небольшие и обычно расположены в поймах рек на песчаных дюнах,иногда на высоких мысах.Жилища наземные столбовой конструкции.Очаги каменные.Орудия в большинстве сделаны из камня.На раннем этапе мертвых хоронили вытянуто,а могилу вырывали в насыпи уже готового «чужого»кургана.На позднем этапе покойники скорчены,лежат в ямах как под курганами,так и без них.Вещей при погребенных мало.Обычно это 1-2 сосуда,каменный сверленый топор и мелкие украшения.Горшки имеют шаровидное тулово и невысокую шейку.Земледелие(зернотерки и зерна пшеницы).Возможно подсечного характера.Ведущей формой х-ва было скотоводство.Восточно-прибалтийская культура боевых топоров.В Ю-В Прибалтику ок.XVIIIв.до н.э. проникают племена,оставившие поселения и могильники,где обычны сверленые топоры и плоскодонная шнуровая керамика.В могилах костяки скорчены и лежат на боку,чего раньше не было.Также в могилах находят кремневые орудия,костяные гарпуны,ожерелья из зубов животных,янтарные украшения.Крайне редко на поселениях находят вислообушные топоры подобные фатьяновским,копья сейминского типа,плоские топоры.Фатьяновская культура.(1800-конец IIтыс.до н.э.)Изучена в основном по могильникам.Эти кладбища расположены на высоких местах.Костяки с небольшим количеством инвентаря в могильных ямах лежат скорченно.Встречаются в погребениях кости животных(домашний скот).Охота и рыболовство.Погребальный обряд не устойчив.Фатьяновская к-ра делится на несколько групп,отличающихся друг от друга временем существования или местными особенностями(Московско-Клязьминская,Верхневолжская и Средневолжская).Знали обработку металла(льячки-глиняные ложечки для разливания в формы расплавленного металла;на некоторых топорах воспроизведен литейный шов,невозможный для каменных изделий).Была собственная металлургия,вещи отливали из чистой меди.Средневолжскую группу фатьяновской к-ры некоторые археологи считают самостоятельной балановской культурой,ссылаясь на отмеченные когда-то особенности ее металла и несовпадение антропологического типа фатьяновцев и балановцев.Разногласия по этому вопросу не сняты.Среднеднепровской и фатьяновским культурам близка по своему характеру абашевская. О ее происхождении единого мнения нет.Территория абашевской к-ры распадается на 3 группы:донская,средневолжская,уральская.Инвентарь составляет керамика или круглодонная,или с плоским дном,напоминающая перевернутый колокол.Орнамент геометрический.Курганы бедны металлом.Преобладало скотоводство.Соц.строй-патриархат.Сейминско-турбинская культура.

№46. Общая оценка раннего железного века(II-I тыс.до н.э.-сер.I тыс.н.э.). Употребление термина имеет долгую предысторию.Впервые идея существования эпохи железа была четко сформулирована в конце VIII-начале VIIв.до н.э.древнегреческим поэтом Гесиодом. Показывается несовершенство эпохи железа.О.Монтелиус отметил,что нельзя указать единую дату начала эпохи железа для всей ойкумены.Показателем наступления железного века в истории каждого конкретного региона является использование железа рудной породы для изготовления основных форм орудий труда и оружия и широкое распространение железной металлургии и кузнечного дела.В энеолите и бронзовом веке использовали железо для украшений и простейших орудий труда.Но это было метеоритное железо.Открытие эффекта получения железа из руд,имевшее место в бронзовом веке,предопределило смену технологических эпох.2 важнейшие стадии освоения рудного железа:1)открытие и совершенствование способа восстановления железа из руд- так называемого сыродутного процесса.2)открытие способов преднамеренного получения стали(технология цементации),а впоследствии способов ее термообработки с целью увеличения твердости и прочности изделий.Передовым районом в освоении железа(жел.век начался здесь в последней четверти II тыс.до н.э.) была Малая Азия,Восточное Средиземноморье и Закавказье.Под их влиянием железный век наступает в конце II-начале I тыс.до н.э. в Месопотамии и Иране.Под влиянием Ирана и Индии эпоха железа в VIII в.до н.э. наступает в Средней Азии. На Эгейских островах и Греции эпоха наступает ок.Xв.до н.э.На остальной территории Европы эпоха железа наступает позжеВ Восточной Европе это 8-7 вв.до н.э.С наступлением железного века совершенствуется земледелие,т.к. использование железныз орудий облегчает обработку земли,позволяет расчищать большие лесные территории под посевы и т.д.Улучшается обработка дерева,камня,вследствие чего развивается строительное дело;облегчается добыча медной руды.Использование железа ведет к совершенствованию наступательного и оборонительного вооружения,конского снаряжения,колесного транспорта.Развитие производства и транспорта приводит к расширению торговых связей,как следствие появляется монетное дело.Усиливается соц.неравенство,возникают новые очаги государственности.

№48. Скифы по данным археологии. в XIX в. был раскопан один из самых знаме­нитых курганов — Чертомлык. Высота его более 20 м, а окруж­ность— 350 м. Внутри кургана оказалось два знатных погребения и остатки грабителя-скифа, погибшего под разрушившимся про­ходом вместе с похищенным золотом. Рядом с вождем в особых камерах внутри кургана были похоронены жена, шесть рабов и одиннадцать коней. Особую ценность среди множества предметов быта и украшений представляет большой серебряный сосуд для вина с кранами внизу, покрытый прекрасными рельефами. На его поверхности изображены различные цветы и птицы. В верхней части сосуда показана сцена: скифы ловят и спутывают лошадей. Не менее богат другой большой курган около Никополя — Солоха, раскопанный в начале XX в. Н. И. Веселовским. Внутри его оказалось два погребения: центральное, которое было ограб­лено, и боковое, целое. Могилы имели форму колодца с двумя камерами по сторонам. В могиле вместе с вождем лежали два раба. В особой яме похоронены пять коней и конюх. Рядом с погребенным лежала булава — знак власти — и стояли шесть серебряных сосудов. В другой нише стояли десять греческих амфор, в которых, вероятно, хранилось вино и масло. Из много­численных вещей, найденных в кургане, наибольшую известность приобрел золотой гребень, на рукоятке которого изображено сражение трех скифских воинов: всадника и двух пеших. Уникальные вещи недавно найдены в Гаймановой могиле в Запо­рожской области. Огромный курган стоял в окружении семиде­сяти малых курганов. У осно­вания кургана были открыты два входа, ведущих в подземную камеру, расположенную на глубине 8 м. Камера ограблена. Со­вершенно неожиданно был открыт тайник, который не заметили грабители. В нем находились уникальные золотые и серебряные вещи. Интересна серебряная с позолотой чаща, укра­шенная рельефным фризом из шести человеческих фигур. Обряд погребения, как показали раскопки, совпадает в основном с тем, что описывал в свое время Геродот. Геродот писал, что труп умершего вождя, пропитанный воском, возят от племени к племени. Потом его привозят к заранее приготовленной четырех­угольной могиле и кладут на подстилку. В остальном простран­стве могилы хоронят одну из предварительно задушенных налож­ниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, по отборной штуке всякого скота и золотые чаши. После чего насыпают воз­можно более высокий курган. Археологические данные свидетельствуют о том, что скифы вели сложное хозяйство. Племена занимались сельским хозяйством, производили зерно, разводили скот, жители же поселений были в первую очередь ремесленниками. Собранный в ходе раскопок огромный материал дает довольно полное представление об архео­логической культуре скифов, предметы которой широко заимство­вались другими народами и известны далеко за пределами тер­ритории скифов. У скифов была широко развита военная организация, которую также можно проследить по археологическим данным. Скифы были конными воинами, вооруженными небольшими луками. Лук и стрелы помещались в горите — специальном деревянном футляре, обтянутым кожей. У знатных скифов гориты украшались золотыми или серебряными рельефными пластинками. Большинство населения Скифии железного века составляли все те же «киммерийцы», сменившие только свое называние. Недаром же Геродот замечал, что вообще народ скифов весьма многочисленный, но настоящих скифов (то есть пришедших из Азии, из-за Дона) мало. Поскольку и скифы, и киммерийцы имели единое происхождение от народа Срубной культуры, геродотово сказание о «первых царях» можно отнести к их общим предкам. Важно то, что ДАТИРОВКА ПО ГЕРОДОТУ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ СКИФСКИХ ЦАРЕЙ — за 1000 лет до похода персидского царя Дария в Причерноморье, то есть около 1500 г. до н. э.9 — ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ С АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ НАЧАЛА СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ, сформировавшейся в южноуральском и волго-донском регионе в XVI в. до н. э. Это еще раз подтверждает, что древней исторической традиции вполне можно доверять.

№50. Скифское время в Сибири. Могильник Суртайка-1 известен археологам по ярким материалам периода поздней бронзы – раннескифского времени, опубликованным первоначально Н.Л. Членовой (1973) и вызвавших продолжительные споры. Однако с этого памятника имеются и не менее любопытные объекты более поздних эпох, до сих пор не введенные в научный оборот. Могильник Суртайка<1 находится на западной окраине с. Старосуртайки и территории, занятой самим селом. Он расположен на пологой 20–25<метровой террасе правого берега р. Катуни. Из-за ограбленности большей части курганов инвентарь немногочисленен. Керамика представлена единственным баночным сосудом с тремя вертикальными налепными валиками. Подобный декор обычен для быстрянской и пазырыкской керамики, но форма не характерна для этих культур. Немногочисленные аналогии сосуду из Суртайки<1 происходят из расположенных ниже по Катуни могильников Быстрянка<1 и Верх<Талица (Краюшкино). Остальные находки представлены личными украшениями и предметами туалета (серьги, заколки, шпилька, «крючок»), орудиями труда (оселок), предметами культового назначения (курильница). Некоторые из них датируются достаточно широко и встречаются в том числе в памятниках скифской эпохи (шпилька, «крючок», оселок). Широкое распространение, особенно в Горном Алтае, имеют и серьги с петлевидным окончанием. По размерам и глубине могил, инвентарю, разнообразию ориентации погребенных и внутримогильных сооружений Суртайка-1 наиболее близка земляным курганам Быстрянки-1. Эти же признаки сближают ее с памятниками северного варианта пазырыкской культуры. Отличие состоит в отсутствии захоронений на боку и преобладание ориентации в западный сектор, что наряду с некоторыми другими признаками находит аналогии в погребальном обряде быстрянской культуры. Ограбленность курганов и их небольшое количество не позволяют сделать однозначный вывод, но вариантов может быть два: 1) на Суртайке-1 захоронены носители пазырыкской культуры, смешавшиеся с «быстрянцами» и воспринявшие отдельные черты их культуры; 2) на Суртайке-1 в границах одного некрополя захоронены представители различных культурных групп.

№51. Сарматы по данным археологии. Сарматы на Дону. К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили род­ственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарма­тов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Тер­ритория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья. Происхождение сарматских племен восходит к столь же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на этой территории людьми срубной и андроновской культур. Некоторые различия между ранними и более поздними сармат­скими археологическими памятниками позволили ряду исследо­вателей считать сарматов и савроматов двумя различными наро­дами. Однако дальнейшие исследования в Поволжье и Приуралье показали полную преемственность между савроматами и более поздними сарматами. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний — савроматский, VIII—IV вв. до н. э., и поздний — сарматский (прохоровская культура) III в. до н. э. — IV в. Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки. На берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроматских памятников открыто советскими археологами и иссле­довано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье, в зоне строительства гидроэнергетических сооруже­ний. Савроматские курганы различны по размерам. Кроме земля­ных курганов савроматской культуры встречаются курганы, сло­женные из камня, так называемые царские могильники. Все савро­матские курганы являются большими родовыми усыпальницами; они расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями расположены узкие прямоугольные мо­гильные ямы. В таких ямах хоронили рядовых савроматов. Встречаются и другие типы могил, как, например, обширные квадратные камеры, которые были связаны либо с территориальными либо с социальными различиями людей. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дне клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад. В большинстве савроматских могил находятся кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота. Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Керамика разнообразна и несколько отличается на различных территориях. Например, на Дону была распространена лощеная посуда, в то время как в Заволжье ее почти совсем нет. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуд! с прямыми или выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с этим существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье, наряду с описанными сосудами, широко применялись плоскодонные с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом. У савроматов были известны длинные мечи как основной тип наступательного оружия. Это одна из принципиальных особенно­стей культуры савроматов. Установлено, что древнейшими яв­ляются мечи с навершием в виде прямых овальных или угловатых брусков и бабочковидным (в виде крыльев бабочки) перекрестием. Археологические данные свидетельствуют о привилегированном положении женшин у сарматов: погребения жриц, женские погре­бения с оружием и богатыми украшениями. В начале IV в. до н. э. савроматы стали проникать из района своего первоначального заселения на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и местами. Эти события привели к тому, что уже к концу IV столетия до н. э. отношения между сарматами и скифами становятся открыто враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее ски­фами, были завоеваны сарматами. Начинается новый этап исто­рии сарматов, характеризующийся тем, что этот народ выходит на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы у сарматов, наиболее значительными среди них были объединения ягызов, аорсов и сираков. В III в. до н. э. резко меняется вооружение сарматов: увели­чивается роль длинного меча и копья, заметно сокращается коли­чество стрел. Это связано с изменением боевой тактики сарма­тов, начинающих прибегать к конному бою с мечом и копьем в руках. Стрельба из лука отходит на второй план. С новым, более эффективным в бою железным оружием сарматы и высту­пили на завоевание новых территорий. Сарматская культура периода завоеваний несколько меняет свой облик. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, значительно изменился уклад жизни. Во-вторых, сарматы подчи­нили своему влиянию ряд народов, культура и хозяйство которых оказали на них влияние. Сарматские погребения конца III и II вв. до н. э. широко известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. В этой сложной обста­новке хозяйство сарматов перестает быть однородным: значитель­ная часть населения сохраняет кочевой быт, однако под влиянием местных народов образуется значительное земледельческое насе­ление, в степных районах Подонья и Прикубанья возникают постоянные ремесленно-земледельческие поселения. Такие поселе­ния часто образовывались возле греческих колоний. Несколько таких поселений известно, например, на Дону около Танаиса. Сар­матские поселения имели оборонительные сооружения из несколь­ких линий рвов, валов и крепостной стены. Люди жили в глино­битных домах. На полях вокруг таких поселков выращивали пше­ницу и просо. Для хранения запасов зерна устраивались большие конусообразные ямы. Значительное место в хозяйстве по-преж­нему занимало скотоводство. В это время сарматы вступили в тес­ные торговые связи с греческими городами, особенно с городами Боспора, откуда они, по словам Страбона, получали вино, одежду, посуду и предметы роскоши. Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской жен­щины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек; Рядом лежали сарматские и импортные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для душистых масел и благовоний, великолепная золотая диадема, по верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и порт­ретным барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой великолепной композиции является священное дерево, оли­цетворяющее «великую мать» — богиню плодородия. Очевидно, это погребение знатной жрицы плодородия. На высокое положение ее указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В по­гребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, по которым мы узнаем, что они носили короткую ру­башку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги. Вооружением у них служили длинное копье, меч и лук, а защищали воина кольчуга, кожаный панцирь, железный или бронзовый шлем. Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь древнего мира. Начиная с середины I в., они неоднократно вторгались в пределы Римской империи. Сарматское господство продолжалось в Причерноморье до IV в. н. э. Оно прекратилось с затуханием экономической и политической роли античных причерноморских городов, с продвижением на эти территории новых народов, в частности гуннов.

№52. Этногенез славян. Черниховская, зарубинецкая культуры. Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний – предславянский. Он охватывает в основном вторую половину 2-1 тыс. до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур, занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян и некоторых других народов Европы. Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века 1 тыс. до н. э. – первой половины 1 тыс. н. э. мы уже можем выделить археологические культуры древних славян. Появляются и письменные сведения о славянах. В этот насыщенный историческими событиями период передвижения, вытеснения и смешения народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Третий период развития славянской культуры – феодальный. Он начинается с образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Эти славянские государства и определили, в основном, историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Они обладали большим политическим весом среди соседних стран и народов. В славянских народах складывалась высокоразвитая культура, без которой нельзя представить сколько-нибудь полно мировую культуру и цивилизацию. Черняховская культура — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины (включая Крым[1]), Молдавии и Румынии в II-IV веках. Большинство историков считают состав этой культуры полиэтническим (славяне, анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды). Территориально черняховская культура сменяет зарубинецкую, с которой имеет много общих черт. Упадок черняховской культуры наблюдается во время вторжения гуннов. Жилища: Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров. Металлургия: Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. Керамика: Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений. Погребальный обряд: В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни. Хозяйство: Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.

Зарубинецкая культура — археологическая культура железного века (III в. до н. э. — III век), распространенная на территории западной и центральной Украины, южной Беларуссии, и на западе России. Открыта в 1899 археологом В. В. Хвойкой и названа в честь села Зарубинцы (ныне не существует, сохранилось урочище в Каневском районе Черкасской области). Считают, что центры формирования этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Приднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур. Поселения зарубинецкой культуры располагались на крутых берегах рек. Они огораживались тыном. Люди жили в прямоугольных домах-мазанках. С начала н. э. преобладающим типом жилищ стали прямоугольные полуземлянки площадью 15-15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, железные серпы, ножи, копья и наконечники стрел, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы. Рядом с жилищем располагались ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселения этой культуры наиболее известными являются Чаплинское городище под Гомелем и городище около Киева на Днепре. Однако самая характерная черты этой культуры – так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже н. э. становиться господствующим. Под Киевом известны два больших могильника – Корчеватовский и Зарубинецкий, давший название всей культуре. В.В. Хвойко, Б.А.Рыбаков считают эту культуру раннеславянской. Некоторые исследователи считают племена зарубинецкой культуры (особенно на востоке и на поздних этапах) балтами (Седов). Часть исследователей (П. Рейнеке, К. Такенберг, М. Бабеш) связывает происхождение культуры с миграцией на восток германских племен (скиры, бастарны). Ю. В. Кухаренко также отмечает пришлый, не связанный с местными балто-скифскими культурами, характер культуры. Керамика лепная - без использования гончарного круга. В захоронениях имеются бронзовые фибулы. Население занималось земледелием, скотоводством и охотой. Развито было кузнечное дело

№47. Античные города Северного Причерноморья по данным археологии. В VII в. до н.э. на северном берегу Черного моря возникли первые торговые поселения. Первоначально они носили чисто торговый характер и были временными поселениями торговцев в виде факторий. Одна такая фактория была раскопана на острове Березань в устье Днестровско-Бугского лимана. На поселении найдено большое количество греческой керамики. Такие же древние фактории были основаны греками на берегу Керченского пролива и в других местах северного побережья Черного моря. Спустя примерно столетие, уже в VI в. до н. э., на месте этих факторий возникли постоянные городские греческие поселения. В колонизации северного побережья Черного моря главная роль принадлежала греческим городам Малой Азии, прежде всего городу Милету. В Днестровском лимане милетяне основали Тиру, в устье Буга возникла Ольвия, в Крыму — Феодосия, а на том месте, где сейчас раскинулась Керчь, был основан древний Пантикапей. На противоположном Кубанском берегу возникла Фанагория. Недалеко от Пантикапея находились колонии Тиритака, Нимфей и Мирмекий. Несколько городов возникло на Кавказском побережье Черного моря, среди них — Диоскуриада в Абхазии, а в устье Риона был выстроен Фасис. Несколько позже, в V в. до н. э., сюда проникла дорийская колонизация, в результате чего возник древний Херсонес. Древнегреческие колонии принципиально отличались от колоний последующего времени. Города-колонии чеканили свою монету. Большинство греческих городов Северного Причерноморья не было объединено ни политически, ни экономически. В этом отношении отличались только города, расположенные по берегам Боспора Киммерийского, как в древности называли Керченский пролив, которые были объединены в единое Боспорское царство.

Первая попытка обобщения накопленного материала А.Б.Ашиком в его труде «Боспорское царство». Исследования античных городов. С 1886 г. систематические раскопки Херсонеса Таврического в окрестностях Севастополя под руководством К. Костюшко-Валюжинича, Р.Х.Лепера, Н.М.Печонкина, строительные остатки дорийского поселения выходцев из Гераклеи Понтийской, оборонительные стены, городские ворота, протейхизма, северо-восточный район и прямоугольная застройка кварталов, изучение размежеванной территории на Гераклейском полуострове в районе древнего «страбоновского» Херсонеса. С 1896 г. начались систематические раскопки Пантикапея и его некрополя, деятельность К.Е.Думберга, который раскапывал строительные остатки на горе Митридат, снял план акрополя Пантикапея, открыл строительные остатки эллинистического и римского времени, с 1901 по 1918 гг. работы там проводил В.В.Шкорпил, но главное внимание уделялось им исследованию погребений некрополя. Ольвия – раскопки с середины XIX в., А.С.Уваров, И.Е.Забелин, с 1900 г. – Б.В.Фармаковский, который впервые применил методику раскопок многослойных городищ большими площадями по штыкам и слоям с точной фиксацией добытого материала. Впервые велись исследования некрополя и городских кварталов, что позволило всесторонне представить картину становления и развития греческого полиса на периферии античного мира. Раскопки на острове Березань, где обнаружено древнейшее греческое поселение, основанное милетянами в конце VII в. до н.э., работы Р.А. Пренделя, Б.В.Фармаковского, Г.Л.Скадовского, Э. Р.Штерна, архаическая керамика, земляночные и полуземляночные строительные остатки, наземные дома эллинистического и римского времени, некрополь, обилие драгоценных украшений. 1853 г. – начало изучения Танаиса на Нижнем Дону, раскопки П.М.Леонтьева, П.И.Хицунова, В.Г.Тизенгаузена, Н.И.Веселовского, А.А. Миллера, установлена тесная связь поселения с местным варварским окружением, открыты оборонительные стены, строительные остатки римского времени. М.И. Ростовцев и исследование античной декоративной живописи преимущественно на материалах пантикапейских склепов, а также таманских гробниц.В 1924 г. были продолжены раскопки Ольвии (Б.В.Фармаковский), с 1926 г. – Херсонеса Таврического (К.Э.Гриневич), исследования сельских усадеб хоры (Н.И. Бороздин), с 1932 г. раскопки на северной стороне Херсонеса, где был открыт позднеклассический и раннеэллинистический некрополь, уточнены границы города в разные периоды времени (Г.Д.Белов). В том же году начались планомерные и систематические раскопки «малых» городов Боспора под руководством В.Ф. Гайдукевича – Мирмекий, Нимфей, Тиритака, Золотой курган, усадьба III-I вв. до н. э. в окрестностях Мирмекия. Обнаружены жилые дома классической и эллинистической эпохи, винодельня, оборонительные стены, гончарные печи. Нимфей – раскопки Гос.Эрмитажа (М.М.Худяк, В.М.Скуднова, Н.Л.Грач), где были найдены древнейшие святилища кабиров, Деметры VI-IV вв. до н.э., некрополь, курганы скифского населения. Илурат – боспорское укрепление I-III вв. н.э. прямоугольной формы с мощными оборонительными стенами.Раскопки продолжались до 1980-х гг. (И.Г.Шургая, В.А.Горончаровский), сильное сарматское влияние, в настоящее время исследуется некрополь римского времени. В довоенное и послевоенное время активно велось изучение Ольвии и ее сельской периферии (Л.М.Славин, С.Д. Крыжицкий, А.С.Русяева и др.), открыты оборонительные сооружения, ранние слои VI-V вв. до н.э., два теменоса, агора, некрополь классического и эллинистического времени, храмы Аполлона Врача и Дельфиния, храм Зевса, сельские поселения VI-V вв. до н.э., IV-III вв. до н.э. и римского времени, выявлено запустение хоры ближе к середине V в. до н.э. и ее последующее возрождение в больших размерах, составлена карта поселений по берегам Бугского, Днепровского и Березанского лиманов; раскопки в Нижнем и Верхнем городе, исследования цитадели II-III вв. н.э., строительные и хозяйственные постройки. Комплексное изучение городища и хоры в совокупности с раскопками на Березани показали, что первоначально сельская территория стала осваиваться из раннего поселения на Березани, а впоследствии в связи с ростом Ольвии Нижнее Побужье вошло в состав ее хоры, а поселение на острове Березань или древняя Борисфенида стала гаванью разросшегося Ольвийского полиса.Активные исследования в Северо-Западном Причерноморье в 1960-1990-х годах. Тира - раскопки Одесского археологического музея (И.Б.Клейман, Н.А.Сон), римские строительные остатки, цитадель, следы пребывания римских войск, алтари, надписи, остатки мраморной скульптуры. Никоний – исследования городских слоев и сельских поселений VI-II вв. до н.э., дома земляночного и полуземляночного типа, наземные сооружения. Керкинитида – строительные остатки классического и эллинистического времени, сельская округа, усадьбы круглой формы (М.М.Наливкина, В.А.Кутайсов). Продолжение археологического изучения Боспора: Пантикапей – раскопки на акрополе, ранние слои первой половины VI в. до н.э., сооружения общественного и религиозного назначения, пританей IV-III вв. до н.э., цитадель I в. до н.э. – I в. н.э., царский дворец IV-III вв. до н.э. (В.Д. Блаватский, И.Д.Марченко, В.П. Толстиков). Исследование сельской округи на Таманском полуострове, крепости-батарейки, сельские усадьбы, толосовидное здание III-II вв. до н.э. – предполагаемое святилище Афродиты Апатуры (Н.И.Сокольский, Н.П.Сорокина), раскопки некрополя на мысе Тузла. Танаис – строительные остатки III в. до н.э. – III-IV вв. н.э., агора, оборонительные стены с башнями, обширные жилые и хозяйственные постройки, обилие амфорной тары для продажи, исследование поселений в окрестностях города (Д.Б.Шелов, Т.М.Арсеньева, Б.Бетгер).Горгиппия – слои VI-V вв. до н.э. предшествовавшего Горгиппии города, эллинистические и римские строительные остатки, надписи, скульптура, святилище Деметры, некрополь, сельская территория (В.Д.Блаватский, И.Т.Кругликова,Е.М.Алексеева). Раскопки синдо-меотских поселений на правобережье и левобережье реки Кубань, Семибратнее городище, Усть-Лабинское (поселение, могильник).

№53. Восточные славяне раннего средневековья. Корчакская и пеньковская культуры. 1)В 6 в. значительную часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, связанная своими корнями с пшеворской. Уже к концу 6 в. к югу от Припяти и Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии возник особый вариант пражской культуры, получивший название культуры корчак по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Она существовала в основном в 6-7вв. Главными памятниками являются поселения и могильники. Поселения по площади невелики. Она располагались на приречных мысах, по нескольку поселений вместе. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках, внутри которых имелась печь, сложенная из камней и глины. В 7 в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы. Известны могильники двух типов: грунтовые курганные. Основной обряд погребения – сожжение. Бескурганные урновые сожжения известны по всему ареалу распространения культуры. Урны ставились в неглубокие ямы, покрывались каменной плиткой или глиняной сковородой. В курганах же погребались остатки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: