Антропология

Антропология (буквально: человековедение) в широком смысле представляет всю совокупность знаний о человеке — о его физической организации, культуре и быте в прошлом и настоящем. Именно так понимается антропология в Америке, Англии и Франции.

В России антропология выделена в особую науку, изучающую вариации физического типа человека во времени и в пространстве. А вопросами культуры и быта в прошлом и настоящем занимаются археология и этнография.

Археологи дают антропологам материал не только для ранних этапов развития человека, но и более поздний, вплоть до средневековья, и в свою очередь получают от них ответы на многочисленные и разнообразные вопросы о происхождении населения, создавшего ту или иную археологическую культуру, о расовом типе, о движении населения и т. д. Так, например, археологи поставили вопрос о возможности происхождения пастушеских племен, создавших культуры так называемой шнуровой керамики (бронзового века), от племен культуры ленточной керамики (позднего неолита). Однако антропологи дают в данном случае отрицательный ответ, так как антропологический тип племен шнуровой керамики чисто европеоидный и резко отличен от типа племен ленточной керамики с негроидными чертами. Последние, по-видимому,— степные пришельцы.

3) Этнография.

С археологией тесно связана этнография, под которой советские ученые понимают отрасль исторической науки, изучающую культуру и быт народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения.

Историческое развитие человечества в разных частях земного шара протекало неодинаково. Когда в Европе уже сложился капиталистический строй, во многих местах Азии, в Африке, в Австралии, в Америке жили еще племена с первобытнообщинным строем. Этнографическое описание этих племен, а также описание тех пережитков докапиталистических формаций, которые сохранились в быту современных народов, дает возможность получить более полное представление о различных ступенях общественного развития в прошлом.

Большое значение имеют данные этнографии для изучения истории народов, вопроса об их происхождении, переселениях и т. п. Специфические черты культуры и быта, свойственные отдельным народам, сложились исторически. Среди других фактов в их формировании большое значение имела «этническая традиция», т. е. сохранение определенных навыков и представлений, сложившихся в связи с условиями жизни народа в предыдущие периоды его истории и продолжающих существовать в последующие исторические периоды. Культурно-бытовые сходства между отдельными народами могут объясняться как общностью их происхождения, общими «этническими традициями», так и позднейшими связями и влияниями или же общностью явлений, порождаемых сходством условий существования разных обществ. Поэтому сложной задачей является решение вопроса о том, к какому виду явлений следует отнести тот или иной этнографический факт. Не случайные совпадения, а только глубокий исторический анализ позволит и в этом случае использовать данные этнографии для сопоставления их с данными археологии. Но осторожное, научное использование этнографических источников помогает решать многие исторические проблемы, возникающие перед археологами.

4) История.

Избирательность летописца к событиям и персоналиям существенно ограничивает возможности реконструкции исторического процесса. Берестяные грамоты отражают разнообразие повседневной жизни средневекового человека, широкий круг его общения, что расширяет картину быта горожан, а материальные остатки прошлого, выявляемые в ходе раскопок одновременно с берестяными грамотами, детализируют ее. Таким образом берестяные грамоты стали своеобразными прочными мостиками, связавшими археологию с историей.

До открытия берестяных грамот археологи при характеристике изучаемых объектов оперировали абстрактными терминами: «жилище зажиточного человека», «мастерская ювелира» и т.п., без персонификации владельцев или жителей усадьбы, без определения их социального положения. Берестяные грамоты позволяют выявить не только имена усадьбовладельцев, но и его соседей, его окружения, нередко дополняемые социальной и генеалогической характеристиками.

Еще одна важная особенность берестяных грамот в том, что они доносят живую повседневную речь, тем самым являясь важнейшим источником для лингвистического исследования. Благодаря филологическому анализу выявлены особенности новгородского диалекта, восходящие к древнейшей истории восточнославян.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: